Под угрозой: 60 улиц и проездов заасфальтируют в поселке Акжар-2
На благоустройство поселка намеревались выделить 5,4 млрд тенге. К началу строительства дорог в 2023 году стоимость проекта может многократно возрасти. Экозащитники возмущены запланированной вырубкой сотен деревьев и опасаются окончательного иссушения реки Бутак.
Ренат ТАИПОВ
Поселок Акжар-2, расположенный в городской черте, стали застраивать в начале «нулевых». На сегодня, по данным акимата, в поселке проживают более 20 тысяч человек. Акжар-2 разрастается, но до сих пор остается неблагоустроенным, пишет @aktobe_times Местные жители заявляют, что главная проблема - отсутствие заасфальтированных дорог.
- У нас ни весной, ни осенью по поселку нормально не проедешь. Всё утопает в грязи. Тротуаров фактически нет. А зимой нам приходится за свой счет нанимать технику, чтобы очистить дороги от снега, - говорит Асель, проживающая в поселке 8 лет.
Также акжаровцы возмущены отсутствием освещения на многих улицах и низким качеством интернет-связи.
В прошлом году актюбинские власти вспомнили о проблемах поселка и запланировали его масштабное благоустройство. Городской отдел ЖКХ подготовил проект асфальтирования 60 улиц и проездов поселка. 31 марта заявление о намечаемых работах было выложено на экопортале Министерства экологии, поскольку запланированная прокладка дорог чревата некоторыми издержками.
Полумеры?
Из карты, представленной в проекте, следует, что ремонтировать станут не все улицы. Новый асфальт не появится на улицах Мухамедханова, Ушкиян, Куншыгыс, а также участке улицы Кокпекты.
Всего планируют заасфальтировать 39 813 метров внутрипоселковых дорог. Ширина проезжей части здесь составит 7 метров, обочина - по 1 метру. Вода с асфальтового покрытия должна стекать в вырытые по бокам арыки, которые выложат железобетонными плитами. По обе стороны от проезжей части обещают создать тротуары шириной 1,5 метра.
Общая длина «проездных дорог» составит 7 751 метр. Ширина проезжей части – 5,5 метра. По бокам обустроят обочины и арыки. Тротуары здесь также намереваются проложить, но только шириной 1 метр.
В поселке построят две автобусных остановки с павильонами.
Ни о каком освещении улиц в проекте речи не идет. Также непонятно, куда именно из арыков будет сливаться вода. Вероятно, ее планируют спускать просто на рельеф местности.
Одежда для дороги
Дорожное покрытие уложат в четыре слоя. Верхний слой - асфальтобетон горячей укладки толщиной 4 см; нижний слой - асфальтобетон горячей укладки из крупнозернистой щебёночной смеси толщиной 6 см; верхний слой основания - щебень фракционированный, толщиной 15 см; нижний слой основания - гравийно-песчаная смесь толщиной 17 см.
Подъезды к частным домам также заасфальтируют, но здесь толщина дорожной одежды будет значительно меньше.
Цены вырастут
Из представленной сметной документации следует, что на реализацию проекта из бюджета планировалось выделить более 5 миллиардов 459 миллионов тенге. Следует отметить, что смета составлялась в ноябре 2021 года, с учетом действующих на тот момент цен. Из-за произошедшего обвала тенге и рекордной инфляции стоимость проекта может значительно вырасти. К тому же, приступить к асфальтированию дорог планируют только в июне 2023 года, а завершить - в феврале 2026-го.
Обещания
На данный момент проект благоустройства Акжар-2 проходит стадию согласования. 1 февраля текущего года по нему уже проводились общественные слушания, о чем сообщала газета «АТ». В ходе обсуждения эко-активисты высказали опасения по поводу вырубки и без того немногочисленных в поселке деревьев. Защитники природы заявляли, что планируется срубить 380 деревьев. Также их возмутил тот факт, что при строительстве дорог воду на технические нужды начнут брать из реки Бутак.
- Если из Бутака выкачать 20 тысяч кубометров воды, водоём может навсегда исчезнуть с лица земли, - высказывался тогда депутат областного маслихата Евгений Лазарчук.
По итогам слушаний представители ТОО «СпецДиагностика» пообещали скорректировать проект и представить его общественности на обсуждение.
Где изменения?
Репортеры «АТ» изучили новый пакет документов, представленный на экопортале 31 марта. Фактически никаких изменений в проект внесено не было. Проектировщики вновь указывают, что «по улицам строительства автодорог произрастают 506 деревьев». 128 из них намерены пересадить: тополь пирамидальный – 56 шт., вяз приземистый – 64 шт., береза повислая – 3 шт., тополь белый – 5 шт.
Оставшиеся 378 деревьев также планируют вырубить. Где высадят 3 780 молодых саженцев, взамен вырубленных, указывать в документах не стали.
В заявлении о намечаемой деятельности сообщается, что воды на реализацию проекта потребуется очень много. 20 496 кубометров за весь период строительства пойдет на хозяйственно-бытовые нужды, и еще 28 760 кубометров - на технические нужды. В последнем случае намерены использовать воду не только из реки Бутак, но и из Каргалы.
Стоит отметить, что с 31 марта на экопортал от жителей Актобе по данному проекту не поступило ни одного замечания. С 1 мая возможность для обсуждения будет закрыта. Проведут ли новые общественные слушания – пока неизвестно.
Автор: