Возвести дамбы возле частных домов предложили в Актобе

Возвести дамбы возле частных домов предложили в Актобе


Академик Владимир Юриш уверен, что вместо скандального расширения русел рек необходимо возводить дамбы, которые защитят дома от возможных затоплений. Между тем, чиновники заявили о том, что теперь мнение всех противников проекта учитываться не будет.

Артур САЙЫН


Этой весной паводок привел к затоплению десятков домов. Причем косвенно обвинили в том представители ДЧС «каких-то активистов, которые радели за деревья и приостановили проект». Речь идет о скандальном проекте расширения русел, который привел к обмелению актюбинских рек и водохранилищ, пишет @aktobe_times

- По всем рекам: Бутак, Песчанка, выше Каргалы, Тамда, Сазда. Эти реки были начаты и сделаны - расширены, углублены, но потом появились какие-то активисты в Актюбинской области, которые радеют за деревья, и они проект приостановили. Два года не могут завершить. Если бы эти проекты были тогда завершены, этого ничего не было, - заявил начальник управления предупреждения чрезвычайных ситуаций ДЧС Актюбинской области Кумар Турмагамбетов.

Это высказывание более чем странное, будто бы представители ДЧС забыли, что суд признал проект сырым и нашел в нем множество нарушений, за что был наказан автор проекта Еркин Тажгалиев. Многомилионные штрафы получили и подрядчики. А президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в 2019 году даже отправил министра экологии в Актобе, отметив, что в городе «сложилась тревожная экологическая обстановка из-за непродуманных гидрологических работ по расширению русел рек».



Между тем, аким города отметил, что отныне мнение всех противников проекта учитываться на общественных слушаниях не будет:

- Последние события показали, что проект надо реализовывать, и очень много было общественников, которые были против этого. Но, соответственно, во время паводков мы никого из них не нашли, и с жителями никто из них не встречался. Мы приняли решение, что общественные слушания будут проходить с теми людьми, которые находятся в зоне риска именно этих подтоплений. Те общественники, которые создали преграду, возможно, их мнение обоснованное, но как объяснить тем людям, которые живут на улице Солнечной, после подтопления их домов рекой Песчанка, что мы не должны заниматься этим проектом?

«Ливневки оказались не готовы»

Эти высказывания вызвали бурю негодования среди тех, кто отчаянно пытается спасти актюбинские реки. Быть может, поэтому в ДЧС пересмотрели свою позицию. Спустя несколько недель после паводка спасатели признают, что затопления произошли и по вине несовершенной ливневой системы в городе и хаотичной застройки рядом с реками. Представители департамента теперь избегают слова «расширение», предпочитая термин «расчистка».



- В этом году, несмотря на маленький объем снега, Илек, Каргала стояли у нас по самые края, - сказал замначальника ДЧС Актюбинской области Кайрат Касым. - Просто так получилось, что земляная корка ещё не успела подтаять, воды ни капельки не было впитано в землю, она, как по гладкому стеклу, сползла через город. Этого бы не случилось, если бы, например, Песчанка была расчищена. Мы не можем сказать «расширить», потому что мы не гидрогеологи. Мы предлагали активистам, чтобы они вышли, посмотрели реки и компромисс нашли с проектировщиком. Это как в канализации: если у вас на кухне есть мусор, раковина будет наполняться и когда-нибудь она выйдет за берега. Паводки прогнозировались, вся инфраструктура была к этому готова. Ливневки, которые есть по городу, были прочищены, но они не были готовы к такому объему воды. Тут уже ошибки в проектировании, ливневки слишком маленькие, аккуратненькие. Потом, каждый на своем участке по своей глупости не чистит арыки и так далее. Если бы вода шла мелким потоком и широким разливом, она бы никому не мешала, надо 2-3 дня потерпеть, и все. А сейчас люди стали возводить такие фундаменты, лишь бы отгородить свои участки. А вода начинает накапливать потенциал и между домами искать лазейку, и уже с удесятерённой силой бьет по уязвимым участкам. Я согласен с тем, что некоторые дома рядом с руслами рек надо убрать, но вопрос не ко мне. С экономической стороны - дешевле почистить.

О том, что у специалистов нет единой позиции по скандальному проекту свидетельствуют и заявления представителей «Казводхоза» – ответственных за водохранилища, и Жайык-Каспийской бассейновой инспекции, в чью задачу входит охрана водных ресурсов. Так, в «Казводхозе» считают, что расширять русло имеет смысл только на Илеке.



- То, что было в апреле, это средний паводок, - считает заместитель руководителя филиала «Казводхоз» Адильжан Ализак. - Раньше у нас такое было каждые три года, сейчас в пять лет один раз. Водохранилища наполнились: Актюбинское - 98 %, Каргалинское - 50%, еще наполняется, Саздинское - 100%. Конечно, воды намного больше, чем в прошлом году. Последний раз такое было в 2017-м. Сейчас никаких рисков нет. В 2017 ситуация была другая. Было дружное таяние, все речки начали одновременно таять, поэтому произошли подтопления. Расширение русла, мне кажется, требуется только на Илеке, маленькие реки трогать не имеет смысла.

Главный специалист Жайык-Каспийской бассейновой инспекции Аскар Жумабеков говорит: когда согласовывали проект, речи о расширении и вырубке деревьев не было вообще.



- Естественно, если вы расширите площадь реки, возрастет испарение. Природа как создала реку, она такой и должна быть. От природы не отойдешь. Мы просто расход воды согласовали, чтобы вода спокойно проходила во время паводков. А про расширение не было разговоров. Предлагались дноуглубительные работы, но у нас есть несколько мостов, где реки в том числе проходят. Так вот, если там подкопать, то мосты могут упасть. Поэтому проектировщику надо принять какое-то решение, - сказал Аскар Жумабеков.

«Постройте дамбы!»

Почетный разведчик недр РК, академик академии минеральных ресурсов РК, действительный член Уральской академии геологических наук Владимир Юриш в интервью «Актобе Таймс» ранее уже высказывал свою позицию, называя проект вредительством. И сейчас академик не теряет надежды достучаться до властей, чтоб специалиста с огромным стажем услышали и приняли во внимание.



- Господи, кто этот автор проекта? – возмущается Владимир Юриш. - Не надо трогать растительность по берегам! У нас все это очень ранимое, всякое вмешательство приводит к гибели. Это или умышленное вредительство, или абсолютная некомпетентность. В 40-ые годы паводки Сазды заливали весь Курмыш, так что нельзя было даже в школу пройти. Ничего, пройдет несколько дней, и все уходило. И никто не собирался расширять русло реки Сазды. Не нужно никаких расширений, наоборот: надо засаживать берега, восстановить природную растительность. Водоохранная зона обеспечивает водный режим рек. В этой зоне часто формируются родники, поток вод. Если все вырубить, то река лишается естественной подпитки. Сейчас реки, конечно, мелеют, высыхают и становятся мёртвыми. Другое дело, можно провести чистку русел от упавших деревьев, аллювий и так далее, и то я не вижу особой необходимости. У медиков есть правило - не навреди. Точно так же и у гидротехников. В крайнем случае, вокруг этих поселений, где затапливает, надо построить дамбы высотой полтора-два метра. Будем расширять русла, - тогда мы лишимся не просто рек, растительности. Все-таки эти реки создают микроклимат, у нас и без того жара, а потом будет пекло.

Ветеран гидрогеологии, отличник разведки недр РК Сталина Муковнина ознакомилась с проектом и нашла в нем нарушения. Обмеление рек в городе она также связывает с последствиями работ по расширению русел:

- Наши ведь должны были проводить экспертизу, почему они это пропустили? Потому что денег можно было получить в десятки больше раз за все, я так думаю, - рассуждает Сталина Муковнина. - Нигде даже не указано, что у нас есть реликтовые посадки, можно было все рубить, не глядя. Наши местные власти, наверное, решили, что можно дать рабочим топор и лом в руки, какую-то технику и все. Так же нельзя! Специалисты должны работать. Наши гидрогеологические, гидроморфологические условия именно той территории, на которой составлен проект, составлены людьми, которые никогда не делали таких проектов. В проекте в десять раз завышены были сведения о лесных насаждениях. Зачем? Наверное, чтобы удорожить работы. Природа ничего не доказала, зима приходит неожиданно и паводок неожиданно. Мне кажется, в денежном отношении их все устраивает. Сейчас воды меньше стало, безусловно. Очевидно, что какую-то часть домов надо переносить. Но кто выдавал разрешение там жить? Акимат. Люди построили дома там, где нельзя. Вон нижний Каргалинский водозабор, а там рядом дома с нужниками. Чистятся ли они и какого они качества, непонятно.

«Проект нецелесообразный!»

Часть общественников объявила, что теперь мнение властей для них ничего не значит, и они продолжат выступать против проекта.



- За эти слова власти будут отвечать, - уверен директор ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин. – Раз они заявляют, что во всем виноваты общественники. Мы до этого просили предоставить нам все документы по паводку 2017 года, будем поднимать это все. Следующим этапом будет посещение отдела ЖКХ, к ним такие вопросы: «Как вы сляпали техническое задание за 17 дней? Вы же заказчики, как вы передали это?». По цепочке пойдем до самого верху. Начнем с ДЧС. Власть, видимо, выбрала свой путь, и хотят показать, что они небожители. Равно я могу сказать, что с этого момента голос их для нас звучать не будет. Проект нецелесообразный. Это говорит общественность, не Мандрыкин, а все, кто видел проект.

Другие общественники уверены, что затопления были из-за большого объема снега, который отдел ЖКХ не спешил убирать:

- Я думаю, сейчас под любым предлогом пытаются продвинуть свои проекты, - говорит член штаба Экологического сообщества Актобе и региона Мурат Жакиев. - Без учета того, что это нанесет урон окружающей среде. Смогут ли они компенсировать деревья, которые срубят? В таких объёмах это невозможно. Я несколько раз выезжал по городу и сообщал властям перед паводками, что надо убирать снег, но меня проигнорировали. Я думаю, мы могли избежать всего этого. То, что в акимате сказали, что наше мнение не будут учитывать – это нарушает закон об общественных слушаниях. Любой гражданин Казахстана может участвовать, даже человек из другой области. Это наша гражданская позиция, у нас есть свобода мнений.

Тем временем, автор проекта Еркин Тажгалиев сообщил, что намерен вновь прибыть в город для обсуждения дальнейшей судьбы проекта в ближайшее время.


Похожие новости

Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031