«Мы стали доверять соседке, другу, Интернету, но не врачу»
Клара Женискалиевна Макенова,
заведующая эндокринологическим отделением
Актюбинской областной больницы
Я стала эндокринологом совершенно случайно. Моя специальность по диплому – терапевт. После окончания вуза проработала всего месяца три, когда начались перемены, расформировали «мочаловскую» больницу. Отделение эндокринологии переехало в Медицинский центр, который в народе называют онкологией. Многие не захотели ездить на работу в такую даль. Освободилось место врача. Мне руководство сказало: учись на эндокринолога и приступай. Никогда я не пожалела о такой перемене.
А вот врачом я стала совершенно осознанно. В этом меня поддерживала мама. Возможно, это ее несбывшаяся мечта. Она в молодости хотела стать хирургом, но как-то не сложилось. Уже много лет она работает фармацевтом, а ее желания воплотились во мне.
Терапия и эндокринология и отличаются, и дополняют друг друга. Терапия занимается всем, начиная от головы, заканчивая ногами. А эндокринология – более специализирована. Но на самом деле, помогая больным, страдающим сахарным диабетом, нам приходится быть и кардиологами, и пульмонологами, и гастроэнтерологами. Страдают все органы и системы, поэтому знать доктору надо много и постоянно учиться.
По области у нас сейчас больше 10 тысяч больных. Эта цифра выросла значительно. Когда я шестнадцать лет назад начинала работать, то на учете состояло всего 4 тысячи больных диабетом. Но и сегодняшние данные – это вершина айсберга. Мировая практика показывает, что на учете состоит только одна треть пациентов. Остальные две трети либо не знают, что они больны, либо занимаются самолечением. Но сахарный диабет пока еще неизлечим, поэтому контроль врача за состоянием такого пациента жизненно необходим.
В последнее время отношение к медицине в нашей стране особенное. В прессе стараются показать только яркие моменты: трансплантация органов, замена суставов, сложнейшие операции на сердце. Поэтому люди сейчас ожидают чуда, но его не происходит. Да, удается снять ту или иную проблему, но заболевание-то никуда не уходит. Человеку необходимо соблюдать режим и рекомендации, но, как показывает практика, пациенты идут на нарушения, а потом обвиняют врачей.
Мне приходится быть психологом. Есть одно такое основополагающее исследование, которое на протяжении 20 лет проводилось в Англии. В нескольких городах исследовались разные группы пациентов. Одна группа диабетиков не получала никаких сахароснижающих препаратов, но с ней работали тренер и диетолог. Вторую группу обучали правильному питанию и давали препараты. А третьей группе врач говорил: «У вас сахарный диабет. Вам необходимо то-то и то-то». Так вот, самые лучшие результаты дал первый вариант.
За рубежом эндокринологи не занимаются сахарным диабетом. Там эта проблема настолько велика, что есть отдельная медицинская специальность – диабетолог. Но и он работает только с инсулинозависимыми пациентами, а диабет второго типа в развитых странах находится в ведении кардиологов, потому что у таких больных обязательно есть сосудистые нарушения.
Я никогда не хотела сменить свою профессию на другую. Хотя сейчас некоторые стали негативно относиться к врачам. А мне повезло, и в большинстве случаев нахожу общий язык с пациентами. Другое дело, что есть отдельные больные, которые сразу приходят с отрицательными эмоциями: я никому не верю, мне ничего не помогает, меня уже смотрели другие врачи, и мне это не понравилось и прочее.
Но претензии не возникают из ниоткуда. Сейчас очень большой неконтролируемый информационный поток. Наши пациенты не приучены доверять врачу. Они доверяют соседке, другу, Интернету. Любому источнику, но не доктору. До такой степени, что пациент прямо говорит: «Я знаю, что это лекарство мне не поможет». И убедить бывает трудно, но надо.
Если можно так сказать, то я немного в лучшем положении, чем врачи на приеме в поликлиниках. К нам в стационар приходят уже отчаявшиеся люди, у которых запущенные, тяжелые формы заболевания. Пациенты идут в нашу больницу с надеждой. И именно это чувство располагает к доверию.
С сожалением наблюдаю, когда большинство привязывает свое здоровье к вопросу цены. Например, выписываю современный эффективный антибиотик, а человек считает, что ему нужен пенициллин, потому что он дешевый. А бывает наоборот, когда пациент уверен, что дешевое лекарство ему не поможет и просит прописать что-то очень дорогое. Но все разные и подходы неодинаковые. Считаю однозначно, что не доверять врачу – это опасная тенденция.
Стали изощрённей маркетинг и реклама. Например, в магазинах продаются сладости на фруктозе. Эндокринологи против того, чтобы диабетики употребляли подобные продукты. Это создает ложное убеждение полезности. Сахарозаменители так же небезопасны, как и сахар. Даже здоровому человеку подобного надо избегать, чтобы сохранить печень здоровой. Я сама не употребляю сахар, и чай пью без него.
Печально, но наши дети стали болеть ожирением. Этот вопрос набил оскомину, но фаст-фуд реально ведет нас к болезням. Чипсы, кириешки, кола, пепси дают быстрое насыщение вместе с непонятными химическими веществами. Даже можно видеть, что годовалые дети хрустят этими чипсами, когда их пищеварительная система вообще к этому не готова. Здесь совет простой – приучать ребенка к культуре питания. Нельзя насильно заставлять сына или дочь покушать, но соблюдать режим для правильной выработки здоровых рефлексов обязательно нужно.
Мы не любим проходить медицинские проверки. Думаем, что пока я не иду к врачу, у меня нет заболеваний. Где-то что-то стало беспокоить, какой ответ – само пройдет. А ведь если заболело в одном месте, то легко с достаточной точностью поставить диагноз и справиться с заболеванием быстро. Но мы ждем, когда нарастет все, как ком, а потом не понимаем, почему не могут определить, что со мной происходит, ведь болит-то уже все, к чему не прикоснись, от головы до ног.
Мы все сами знаем, что необходимо нашему организму. Мы знаем, когда переедаем или, что нам надо заняться спортом. Но прислушиваться к себе не любим, потому что это требует каких-то действий или ограничений, к которым мы не привыкли. Давайте себе то, что необходимо, берегите себя и тогда не придется говорить, что во всем виноваты врачи.
Беседовала Оксана УГЛОВСКАЯ
Автор: Редакция