Актюбинцы просят отменить строительство велодорожек
Новая велодорожка по улице Тургенева вызвала возмущения у велосипедистов. Пешеходы заходят на территорию велолюбителей, а те вынуждены уворачиваться от столкновений и выезжать на проезжую часть. Тем временем, урбанисты требуют нанять независимых экспертов и создать «нормальную» велостратегию перед тем, как продолжать дальнейшие работы по строительству дорожек.
Артур САЙЫН
1 миллиард 200 миллионов тенге в Актобе выделили для создания велодорожек в 2021 году. Проект рассчитан на несколько лет, но уже минувшей осенью актюбинцы увидели собственными глазами первый результат работ по улице Тургенева, который многих разочаровал, пишет @aktobe_times
Застоявшаяся на асфальте вода намекает на неровное дорожное покрытие. Оно настолько неоднородное: при езде на двухколесной технике по телу проходит такая сильная вибрация, что выбивает руль из рук велосипедистов. Об этом говорят они сами.
Кроме того, дорожка настолько узкая, что два велосипедиста, движущиеся навстречу друг другу, не смогут разъехаться без определенных сложностей. К тому же, пешеходная тропинка ничем не отделена от дороги для велосипедов. Нет никаких знаков, указывающих на то, что это именно велодорожка, а не прогулочная зона. Не редки случаи, когда пешеходы выбирают «чужую территорию» для променада, тем самым провоцируя столкновения и конфликты с велосипедистами. И наоборот: кое-где на въездах во дворы многоэтажек велодорожки обрываются, и продолжение их начинается с противоположной параллели. Велосипедистам приходится заезжать на дорожку, чтобы совершить маневр, теперь уже причиняя неудобства пешеходам.
По плану, в городе предусмотрено создание велодорожек на 52 км, это 27 улиц. Велосипедисты опасаются, что пример дорожки на Тургенева станет эталоном для остальных улиц, и потому просят прекратить эту работу.
«Меня сбивала машина 4 раза»
Юрий Куликов, активный пропагандист здорового образа жизни. В любую погоду он ездит на своем велосипеде. Несколько лет назад мужчина организовал клуб «Вело-культура», где смог собрать единомышленников. Когда активность клуба начала расти, акимат обратил на них внимание. В сентябре 2020 года аким города Асхат Шахаров вместе с велосипедистами объездил улицы и пришел к мнению, что велодорожки в городе действительно нужны. Еще до начала фактических работ Юрий неоднократно виделся с представителями акимата и полиции. Они обсуждали, как лучше эти самые дорожки сделать.
- Мне хотелось выть и кричать, когда я увидел то, что сделали на улице Тургенева! - говорит Юрий Куликов. - Как будто сделали специально назло! Аким сам говорил, когда мы собирались: главное - чтобы не было конфликтов интересов. А получилось всё наоборот. О качестве асфальта сложно говорить, вместо мелкой фракции щебня там использовали большую, ездить сложно. Потом, тут идет какой-то лабиринт: когда я еду просто по своей дорожке, и со двора выезжает машина, меня могут спокойно сбить, так еще и правы будут. Потому что нет никаких знаков. Люди не осведомлены еще, что это велодорожка, а они по ней ходят, весной будут еще и мамы с колясками. Они нас игнорируют, и приходится опять уходить в общую дорогу и ехать с машинами.
А на привычной проезжей части велосипедистов тоже не жалуют.
- Я сам 5 лет езжу на велосипеде, - продолжает Юрий Куликов. - У меня постоянно бывают конфликты с водителями. Меня сбивала машина 4 раза. Один раз был случай: просто машина остановилась перед мной, там открыли дверь, и я врезался. Каждый день мы сталкиваемся с неуважением к нам, нас оскорбляют, на нас кричат. Так же, как и дороги для машин, так же, как и тротуары для пешеходов, должна быть отдельная дорога для велосипедистов. Для нас дорог нет, на улицах мы всегда в опасности, часто получаем травмы. Если выходить на тропы, то опасность мы будем представлять для пешеходов. Те же электровелосипеды могут разгоняться до 30 километров в час. Я не хочу, чтобы такое продолжалось дальше.
Нет стратегии?
Руководитель проекта «Житель Актобе» Батыржан Кусаинов, как и Юрий, по городу старается передвигаться на велосипеде, он «обкатал» велодорожку на Тургенева и тоже остался недоволен.
- Покрытие неровное, там образуются лужи, из-за этого оно будет со временем еще больше изнашиваться, - говорит Батыржан Кусаинов. - Организация самих велодорожек странная, есть непонятные примыкания к тротуару. Они потенциально опасны и неудобны для велосипедистов. Могут быть конфликты, и, не дай бог, столкновения с пешеходами. И еще один момент: велодорожки сделаны только в одном направлении. Ширина велодорожки не позволяет нормально разъехаться велосипедистам. Это большое неудобство.
Причину такого результата урбанист видит в отсутствии велостратегии:
- Для разработки велоинфраструктуры хорошим подспорьем будет разработки велостратегии. Приглашается команда специалистов, которая разрабатывает эту стратегию на основе различных данных, в том числе транспортный поток и пешеходный трафик. Затем самый главный процесс - это вовлечение всех заинтересованных сторон: велосообщества, неравнодушных горожан, представителей бизнеса и администрации города.
Каждый будет выражать мнение, как сделать дорожку на такой-то улице. Я даже не предлагаю, а требую, чтобы полностью отменили данные работы.
Задача велоинфраструктуры - привлечь на себя новых пользователей и удержать, а получается наоборот. Требуем повысить качество работ, нужна велостратегия. Надо нанимать экспертов.
Как говорит Б. Кусаинов, стоит обратить внимание на опыт города Алматы. Там на некоторых улицах созданы велодорожки по современным стандартам. Урбанист предлагает по их примеру создать отдельные велосипедные полосы на некоторых дорогах Актобе в качестве теста.
«Нам тяжело ее сразу наладить»
Аким города Асхат Шахаров пообещал заняться контролем качества велодорожек. Частных экспертов привлекать не будут, обойдутся мнением местных велолюбителей.
- Вчера (28 марта) мы собирались, я попросил всех заинтересованных лиц, включая общественников, прийти в городской акимат, - говорит Асхат Шахаров. - Мы создали рабочую группу, которая будет в ручном управлении заниматься этим вопросом. Действительно, выделен 1 миллиард 200 миллионов на 52 километра, туда включается полностью велоинфраструктура. Сами велосипедисты, которые состоят в велодвижении, поднимали вопросы по качеству. Уверяю, все будет контролироваться, для этого мы наняли лабораторию, которая будет брать керн на качество работ. Велодорожки нам нужны, поэтому понятно, что раз начато строительство, это вызвало пристальное внимание со стороны общественников. Надо понимать, что, когда город строился, никогда не учитывалась велосипедная инфраструктура. Соответственно, нам тяжело ее сразу наладить, где-то по СНиПу есть ограничения. Конфликты интересов есть, они не только с водителями, но и с пешеходами. Поэтому велосипедисты у нас, так скажем, обделены. Здесь должен быть правильный подход, мы понимаем, что это альтернативный вид транспорта, он должен присутствовать.
- Правда, что у акимата нет плана, и подрядчик действуют по своему усмотрению?
- Такого нет. Изначально, когда проект планировался, мы неоднократно обсуждали вопрос реализации этой инфраструктуры. Я сам выезжал на велосипеде. Мы смотрели возможности. В целом есть заказчик ЖКХ, он заказал это проект. Почти на всех улицах города велодорожки должны появиться. На новых дорогах, которые будем строить, включены велодорожки. Мы буквально вчера (28 марта) решили каждый маршрут согласовать с представителями дорожной полиции, - ответил Асхат Шахаров.
Также стало известно, что велодорожка, проложенная на улице Тургенева, не принята в эксплуатацию, подрядчик ТОО Global Construction Development будет переделывать ее в этом году.
Автор: