Актюбинцы не могут получить качественные протезы

Актюбинцы не могут получить качественные протезы


Те, что выдают бесплатно, причиняют боль и страдания людям, пережившим ампутацию конечностей. Они рассказывают, как получают воспаления, какой испытывают дискомфорт при движении. Но, чтобы приобрести хороший протез, нужно потратить в 2-3 раза больше денег, чем способен покрыть бюджет. Горожане просят помочь открыть собственный цех по изготовлению протезов в Актобе.

Артур САЙЫН


С прошлого года в Казахстане был запущен портал социальных услуг, задача которого состоит в том, чтобы человек с инвалидностью мог самостоятельно выбрать любое техническое средство реабилитации (ТСР: инвалидные коляски, протезы и так далее), подать заявку онлайн и получить услугу. Но на портале стоит гарантированная сумма каждого ТСР. Например, качественный протез бедра по модульным технологиям стоит от 1 500 000 до 3 000 000 тенге, а базовая сумма на портале составляет около 570 000 тенге. Это значит, что человек с инвалидностью должен доплатить за протез из собственного кармана. Известно, что пособие по инвалидности сегодня составляет 55 000 – 65 000 тенге. Из чего доплачивать?

За протезами, которые дают возможность полноценной жизни, людям приходится ездить за 2 000 км от родного города. Неделями лежать в закрытом стационаре, ругаться в очередях. Сами актюбинцы с особыми потребностями говорят, что часто специалисты по протезированию не имеют нужных деталей, различных комплектующих, и собирают изделия из того, что есть под рукой, пишет @aktobe_times

«Заработала бурсит – не могу надевать протез»

Общественный деятель Гульмирам Сражова в 15 лет из-за несчастного случая потеряла обе ноги и руку. Несмотря на тяжелейшие травмы, она сумела восстановиться, получить высшее образование. Сегодня Гульмирам Аманжоловна имеет звание «Мастер спорта», множество государственных наград и является лауреатом премии «Общественное признание». Для полноценной жизни женщине пришлось пройти через тройное протезирование. Как никто другой, она знает, как качество жизни человека с инвалидностью зависит от качества протезов.



- Чтобы изготовить для человека протез, уходит уйма времени, - говорит Гульмирам Сражова. - Дорогу в Алматы, где есть центр изготовления протезов, нам оплачивает государство. Вот только в жёстком вагоне два дня туда едешь. Еще там ждешь процесс изготовления, мне, в лучшем случае, ждать надо две недели. Это в стационаре закрытого типа, никуда нельзя выходить. Потом опять два дня тратишь на дорогу назад. Это сильно изматывает. А стоит ли это того, когда получаешь протез сомнительного качества? Сейчас очень мало профессионалов - мастеров по протезированию. Тот протез, который я сделала когда-то давно, носила 13 лет. Сейчас специалисты другие, делают хуже. Я, например, из-за последнего протеза заработала бурсит (воспалительное заболевание суставной сумки. – Авт.) так, что не могу уже его надевать. Теперь этот протез лежит для темных времен, вдруг запчастей не будет.

Если человек хочет получить хороший, качественный и удобный протез, то ему нужно добавить деньги из собственного кармана. Так как выделенных государством денег будет недостаточно.

- Мы даем заявку на протезы через портал, - продолжила Г. Сражова. - Проблема в том, что там фиксированная сумма, за которую можно приобрести протез, около 600 тысяч тенге. Дорогие протезы, которые прослужат как минимум три года и больше, стоят от одного миллиона тенге и выше. Соответственно всё, что выше фиксированной суммы, мы должны доплачивать сами. Портал начал работать с прошлого года. До него объявляли тендер: местный бюджет выделяет деньги, и выиграть конкурс мог любой завод. Кто меньше укажет цены на протезы, тот и выигрывает. Соответственно, это влияло и на качество. С внедрением портала ситуация не изменилась, потому что на фиксированную сумму сделать что-то качественное - сложно. Я не знаю, кто это придумал, какой-то человек сидел и решил, что 570 тысяч тенге хватит на один хороший протез. Это однобокое решение, нужно индивидуально подходить к ситуации. А если человек активный, молодой, хочет спортом заниматься? А с этими деньгами ему хватит только на косметический протез.

«Слепили стопу из того, что было»

Марал Нуралина с детства носит протез. Она поведала репортеру «АТ» о существенной разнице в качестве между казахстанскими и российскими аналогами.



- Пользуюсь протезом на протяжении всей своей жизни. Мы зависим от бюджета, - говорит Марал. - Всегда ждем, когда начинается период закупа. Он выпадает на весну-осень, хотя я работаю, мне и другим приходится подстраиваться под него. Никого не заботит, что мы можем заболеть, или другие обстоятельства возникнут. Бывает, что вообще можешь не получить протез. В прошлом году я случайно сломала протез и полетела в срочном порядке на ремонт. На тот момент не было моего размера стопы, у меня маленькая нога (33 размер). Банально не нашлось комплектующих, было очень тяжело. Как говорится, слепили из того, что было. Сделали мне дешевый базовый протез, чтобы просто была стопа, и теперь уже его надо скоро ремонтировать. Пусть лучше деньги, которые выделяются на проживание, пускали бы на качество.

Я являюсь вообще активным человеком, 24 на 7 на работе, всегда в движении. Несколько лет назад ездила в Оренбург, там на свои деньги сделала себе протез и на три года забыла, что такое ремонт. Это обошлось мне более чем в 3 миллиона тенге. Зато, когда вернулась, сразу пошла на работу, а после алматинского протеза долго адаптировалась. Было очень больно. Мы просим, чтобы убрали эти ограничения по сумме: ведь не всякий себе может позволить купить хороший протез.

Другой горожанин Дастан Ниязов оказался в коляске после несчастного случая на работе. Мужчине требуются ортезы для ног, чтобы делать небольшие шаги и укреплять мышцы. Однако и с этим у нас беда.

- У меня ноги на месте, но позвоночник сломан: разможжение спинного мозга, мышцы атрофированы. Мне требуются ортезы, они надеваются снаружи для поддержки. Я могу встать вертикально, немного в них ходить на костылях. Ситуация, как и с протезами, получается. Мне ортезы делали в Алматы. Они весят по 18 кг каждый! Пока одну ногу зашнурую, минут 10 пройдет. Вторая нога – еще 10 минут. Потом минут 45 походил, и еще минут 20 снимаешь. Если под качеством понимать удобность, это тогда слов не найти, ужасно. Побывал в столице, там тоже делают, но более качественно, он на липучках. Я тоже не понимаю, почему нет единых стандартов, - говорит Дастан Ниязов.

Об этих мучениях актюбинцы с особыми потребностями говорят уже не первый год, однако изменений никаких не видят. Репортер «АТ» пытался получить комментарии от уполномоченного органа – управления координации занятости и социальных программ Актюбинской области. Однако руководитель Асланбек Шуеншалиев, сославшись на занятость, попросил задать все вопросы в официальном письме.

«Нам нужна своя мастерская»

Между тем, актюбинцы просят открыть свой цех по изготовлению протезов. Руководитель ОО «Центр поддержки парализованных граждан» Куралай Байменова пригласила в Актобе специалистов из Оренбурга, которые готовы оказать посильную помощь в реализации этой идеи.



- Ремонтировать коляски негде, накачать колеса негде, сварку сделать негде. Протез если сломался, надо ехать за 2000 километров в Алматы. На весь западный Казахстан нет сервисного обслуживания! Поэтому мы пригласили руководителя протезно-ортопедического реабилитационного центра Александра Гайдукова и реабилитолога Вячеслава Егорова. В Оренбурге многие наши горожане лечатся, получают протезы, которые держатся очень долго. Наш Алматы может сделать такое? Не знаю. Нам нужна своя мастерская, этим могут заняться наши актюбинцы. Нам нужна государственная поддержка, - говорит Куралай Байменова.

Директор оренбургского ООО «Протезно-ортопедический реабилитационный центр» Александр Гайдуков подтвердил слова Байменовой:

- Наши специалисты могут приехать с консультацией, мы окажем содействие с той целью, чтобы помочь с созданием мастерской на территории Актюбинской области. Сломался протез – пришел, отремонтировал или сделал новый, вот к чему мы должны стремиться. Со своей стороны, мы также можем помочь с оборудованием для ремонта, с комплектующими. Если человек занимается спортом, трудится, то, соответственно, он должен нормально адаптироваться к жизни. Не чувствовать себя человеком, который чего-то не может. Люди, которые столкнулись с этим, сильны духом: пережить и справиться с бедой не всякий может. Поэтому идея очень хорошая.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930