Первые беженцы из Украины прибыли в Актобе
Из обстреливаемого Краматорска Анне Мелиховой и ее сыну удалось выбраться только на 9-ый день войны, пишет @aktobe_times В городе, которому грозит участь разбомбленного Мариуполя, остались ее родители и бабушка.
Ренат ТАИПОВ
- Пап, ты сможешь его отремонтировать? – смотрит Матвей на отца и слышит в ответ: «Конечно, всё сделаю». Мальчику 9 лет. Из игрушек, предложенных на складе волонтерского движения «Добро», Матвей выбрал вертолётик со сломанным винтом. Кружащую над многоэтажками военную технику он видел с раннего детства.
Матвей родился за два года до начала войны в Донбассе. Во время ожесточенных боев за Краматорск весной и летом 2014 года семья оставалась в городе. После возвращения Краматорска под контроль Украины наступил мир. Матвей ходил в школу, посещал компьютерную академию. Жизнь, казалось, наладилась. Но в ночь на 24 февраля 2022 года по Краматорску нанесли ракетные удары, как и по десяткам других украинских городов.
К этому моменту отец мальчика Михаил Мелихов находился в Актобе. Он перебрался к нам два года назад. Инженер по образованию без труда нашел здесь работу. Михаил опасался, что война неминуема. И она наступила.
- Когда началась новая фаза конфликта, я сразу позвонил жене в Краматорск: «Как можно быстрее уезжайте!». Войска России, ДНР и ЛНР берут в кольцо агломерацию. После того, как они обложили Мариуполь, взяли Волноваху, войска повернули на север, к нам. Если возьмут в кольцо, то вряд ли выйдешь.
Хаос
Судить о том, на чьей стороне правда – Михаил не хочет. Таким разговорами он измучен:
- Я очень осторожен сейчас в каких-то высказываниях. Настроения полярные у людей. Те - за этих, эти - за тех. Я так насмотрелся на это дома. Многие ребята учились в одной школе. А потом начали воевать друг с другом, причем в прямом смысле. Хаос, война… Единственное: хочется, чтобы это всё поскорее закончилось.
«Было очень тяжело»
Сесть в эвакуационный поезд Анне Мелиховой и ее сыну удалось лишь 4 марта. Путь в Казахстан оказался опасен и долог.
- На поезда были очень большие очереди. В первые дни в основном запускали женщин с детьми до трех лет. А потом уже с детьми постарше, - рассказывает Анна. - Так мы и попали в поезд. Ехали в плацкартном вагоне. В одном отделении по 11 человек. Люди лежали на третьих полках. На каждой полке по двое. Добрались до Львова. На это ушло больше 36 часов. Поезд останавливался, пережидал, где-то шли бои, продолжались обстрелы.
- Трафик на Западной Украине перегружен. Только чтобы во Львов заехать они ждали несколько часов, - добавляет Михаил. – Затем поездом – до Кракова. Мне удалось снять для Анны и Матвея гостиницу. А затем я нашел самолет из Кракова с пересадкой во Франкфурте до Нур-Султана. С деньгами на билеты мне помогли на работе. Самое главное, что добрались.
- Но это было очень тяжело, - вздыхает стоящий с отцом Матвей.
- Зато ты хоть немножко Польшу посмотрел, - подбадривает Михаил сына.
- Ну, посмотрел, - кивает Матвей.
«Мы пересидим»
- В Краматорске остались мои родители. И у жены тоже. Бабушка жива, но уже в возрасте, - продолжает Михаил. - Как и большинству пожилых людей, им трудно куда-либо переезжать, и за жилье боязно. Не хотят уезжать ни в какую. «Мы пересидим», - говорят.
Анна – преподаватель английского языка. Большинство ее коллег, воспитанников и одноклассников Матвея из Краматорска уже уехали.
- Связь с ними поддерживаем. Кто-то в Румынию перебрался, кто-то в Германию и Польшу, - рассказывает Анна. - Всё это страшно. В особенности для детей. Это мы, взрослые, мужаемся.
Спасибо за помощь!
На складе волонтерского движения «Добро» семья Мелиховых нашла для себя несколько необходимых для первого времени вещей.
- В принципе, мы не нуждаемся. Я ведь работаю, - говорит Михаил. – Но жена с сыном выбрались из Украины только с двумя рюкзаками. Поэтому обратились в этот центр.
Михаил и Анна поблагодарили актюбинцев за оказанную поддержку.
- Все понимают, в какой мы ситуации, Всем огромнейшее спасибо! - говорит Михаил. Он уже получил вид на жительство в Казахстане. Из первостепенных задач – устроить Матвея в школу и для Анны - найти работу.
Обстрелы, жертвы и помощь
14 марта, в день, когда репортер «АТ» встречался с семьей Мелиховых, по Краматорску вновь были нанесены ракетные удары. Продолжился обстрел жилых районов города. Два человека погибли.
По данным ООН, с начала войны Украину покинули 3 миллиона беженцев.
Утром 14 марта Казахстан направил на помощь украинцам гуманитарную помощь – более 28 тонн лекарственных препаратов.
Войны не должно быть!
- Страшно, что такие события происходят в Украине, - говорит волонтер Асемгуль Амандыкова. - Войны не должно быть! Очень тяжело воспринимать происходящее. В особенности после наших январских событий. Анна и Михаил – очень скромные, очень доброжелательные люди. Хорошо, что они к нам обратились. Мы готовы помочь всем! Если нужна помощь, обращайтесь к волонтерскому движению «Добро». В «Инстаграме» есть все наши контакты.
Автор: