Незаконно: тысячи собак и кошек отравили в Актюбинской области
Запрещенным препаратом «Адилин Супер» убили тысячи животных. Все руководители ветстанции районного и городского уровней привлечены к ответственности.
Артур САЙЫН
В Актобе сорвавшиеся с привязи собаки кидаются на людей. Так, в середине феврале алабай напал на мужчину в пригородном посёлке Курайли. После укусов собаки мужчина попал в реанимацию. Неделю спустя еще одна собака напала на 9-летнего ребенка.
В обоих случаях животные были на цепи, но смогли вырваться и покусать людей. Эти новости взбудоражили общественность, которая и так обеспокоена ростом бездомных животных в городе. Люди требуют безопасности на улицах, что, впрочем, и справедливо.
При этом нельзя не принимать во внимание факт, что отлов (и уж тем более уничтожение) собак должны быть максимально гуманными. Надеюсь, читатель в этом меня поддержит. Также уверен, что горожанам интересно, как ответственные органы используют выделенные бюджетные средства и свои полномочия для регуляции численности бродячих животных, пишет @aktobe_times
Что скрывают?
В декабре прошлого редакция «АТ» отправила журналистский запрос в прокуратуру Актюбинской области на 6 листах с 84 вопросами. Это для того, чтобы четко понимать, как организованы отлов и уничтожение бродячих животных. Прокуратура перенаправила наши вопросы в управление ветеринарии Актюбинской области, а ответила на них в итоге городская ветстанция.
«Численность бродячих собак и кошек регулируется по письменным и устным заявлениям от физических и юридических лиц путем отлова специальными службами с соблюдением принципов гуманизма.
К работе по отлову и уничтожению бродячих собак и кошек допускаются лица, не состоящие на учетах в наркологических или психоневрологических диспансерах. Специальная служба по отлову бродячих животных имеет при себе разрешительные документы». Отлов бродячих животных собак и кошек производится в дневное время. В случаях, если бродячие собаки и кошки представляют реальную угрозу жизни и здоровью людей и животных (агрессивное поведение и/или подозрение на заболевание бешенством), то уничтожаются незамедлительно», - указано в документе за подписью директора городской ветстанции Алпамыса Турыма.
При этом что понимается под «принципами гуманизма» не совсем ясно. Мы просили указать, чем именно обездвиживают животных (силками, усыпляющими дротиками и пр.), однако ответа на этот вопрос не получили. Какие именно организации занимались отловом, и сколько они получали за свои услуги, тоже неизвестно.
Мучительная смерть
Как стало известно, отловщики в Актобе за 2 года убили больше 25 тысяч собак и кошек, используя запрещенный препарат против чумы и бешенства. Это при том, что эпидемии подобных болезней в городе не было.
«Для умерщвления животных до 07.10.2021 применялся препарат «Адилин Супер» в соответствии с инструкциями применения, препараты приобретаются специалистами по отлову собак и кошек на собственные средства. Для отлова и умерщвления отловленных животных в 2022 году применяются фарм-препараты (золитил, ксиланит, рометар)», - указано в официальном ответе на журналистский запрос.
Инструкция для применения препарата «Адилин Супер» гласит:
«Адилин-супер предназначен для вынужденного бескровного умерщвления животных с целью профилактики распространения и ликвидации очагов инфекций, в том числе при особо опасных заболеваниях, таких как бешенство, сибирская язва, африканская чума и другие, когда необходимо ограничить поступление крови и других биологических жидкостей в окружающую среду».
По данным ветстанции, в Актобе в 2019 году уничтожено 8 503 собаки, в 2020 – 10 533 собаки и 285 кошек, а в 2021 – 6528 собак и 32 кошки. То есть, получается, что все эти годы ветврачи боролись с бешенством, сибирской язвой или чумой? Почему мы не знали об этой «эпидемии»?
«Адилин Супер», как выяснил репортер «Актобе Таймс», представляет из себя препарат, которым можно заправлять пневматические винтовки, что и делали в ряде регионов не только Казахстана, но и России. При этом он не усыпляет животное, а заставляет его медленно и мучительно гибнуть.
- Происходит блокировка дыхания, острая асфиксия, животное просто не может делать дыхательных движений, но при этом уровень сознания какой-то остаётся, смерть конечно наступает, но она мучительная, – говорил челябинский ветеринарный врач Вячеслав Глушко в интервью местному изданию.
Раз «Адилин Супер» применялся буквально недавно, то где, в каком количестве и в каких условиях отловщики его хранят, и были ли уничтожены запасы препарата? На эти вопросы ответов от специалистов не последовало.
Трупы убитых животных в Актобе сжигаются в специальных печах. Если отловщики самостоятельно закупают средства для эвтаназии и используют их, то, значит, среди них должны быть ветврачи. Опрошенные нами специалисты заявляют, что для каждой собаки и кошки должны подбираться соответствующие дозы препаратов. Мы также запросили информацию о том, какой объём «Адилина» применялся для взрослой и молодой особей. Эти вопросы проигнорированы ветстанцией. Потому остается неясным, могло ли быть так, что из-за неправильно подобранной дозы животные оказались просто обездвижены, но при этом были в сознании и умирали уже в огне печей.
Прокуратура потребовала, чтобы «Адилин Супер» не использовали, поскольку это противоречило действующим правилам. Однако ветстанции продолжили применять препарат вплоть до 7 октября 2021 года:
«Прокуратурой области внесен акт прокурорского реагирования в виде представления, по результатам рассмотрения которого применение препарата «Адилин Супер» при отлове на территории Актюбинской области прекращено (приказом руководителя Управления №1680 от 30.09.2021 года), привлечены к дисциплинарной ответственности все директора районных/ городских ветстанции», - указано в официальном ответе за подписью заместителя прокурора области А. Кустанова.
Правила изменили, а действуют по-старому
Если ваш питомец потеряется, то значит ли это, что его должны немедленно отловить и усыпить? Обратимся к решению областного маслихата от 5 июня 2013 года №122 «О Правилах содержания и выгула собак и кошек, отлова и уничтожения бродячих собак и кошек в городах и других населенных пунктах Актюбинской области». В одном из пунктов говорится: «Отловленные бродячие собаки и кошки (в том числе породистые) доставляются в изолятор временного содержания, где будут находиться не более десяти суток для исключения клинических признаков особо опасных болезней собак и кошек». То есть, иными словами, есть возможность успеть спасти животное до его усыпления.
Таковым изолятором управление ветеринарии представило частный приют «Ника Актобе» в посёлке Кызылжар. В январе прошлого года занимавший тогда пост руководителя управления ветеринарии Актюбинской области Кенес Канадбаев заверил, что приют имеет договоренность с ветстанцией, что отловщики привозят сюда собак и кошек на временное содержание. Если их никто не заберет, то через 10 суток их усыпляют и сжигают в печах.
- Если не найдутся владельцы, будут уничтожаться, - говорил в январе Кенес Канадбаев. - Если новый закон вступит в силу, уничтожаться будут через два месяца. Пока 10 дней содержим, чтобы исключить бешенство, ранее было 3 дня, потом обратились волонтёры, мы немного процедуру удлинили. Удлинить этот срок я владельца уговорить не могу, потому что он здесь работает на общественных началах. Эти 10 дней он сам кормит и поит.
Теперь же ветстанция в своем официальном ответе заявляет, что никаких договорённостей с приютом «Ника Актобе» нет.
«В январе 2021 года по инициативе акима г. Актобе А. Шахарова, руководителем ГУ «Управления ветеринарии Актюбинской области» К. Канадбаевым и волонтерами было принято решение «стоп отлов», и местом временного содержания отловленных собак и кошек будет приют «Ника Актобе». В связи с непредусмотренными бюджетными средствами на содержание отловленных животных аким г. Актобе А. Шахаров дал обещание в течение месяца найти средства на содержание. М. Калдыгулов (владелец приюта. – Авт.) содержал в течение трех месяцев отловленных животных за свои средства, так как не были найдены средства для содержания, часть животных он пристроил, часть пришлось умерщвлять комиссионно. В данное время в г. Актобе нет изолятора временного содержания отловленных животных. ГКП «Актюбинская городская ветеринарная станция» не имеет никакого отношения к «Ника Актобе», в связи с чем нет информации о данной организации».
Из этого ответа следует, что отловленных собак уничтожают сразу. Прокуратура сообщила, что правила отлова должны изменить:
«В связи с противоречивыми нормами Гражданского законодательства (ст.246 ГК), а также Правил обращения с животными, утверждённых Приказом Министра сельского хозяйства от 30.12.2014 года №16-02/701 (далее – правила обращения), прокуратурой Актюбинской области принесен протест на Правила отлова. По результатам которого 24.12.2021 года на сессии областного маслихата утверждены новые Правила отлова (увеличены сроки содержания отловленных животных до 2-х месяцев, регламентирована процедура отлова, транспортировки и содержания и в изоляторах временного содержания и др.), которые в настоящее время проходят процедуру регистрации в органах юстиции», - указано в официальном ответе за подписью заместителя прокурора области А. Кустанова.
Однако в городе изолятора так и не появилось. Хотя, как сообщили в управлении ветеринарией, по состоянию на 1-ое марта этого года новые проявила отлова уже действуют.
P.S. Редакция «Актобе Таймс» намерена запросить информацию у компетентных органов о новых правилах отлова и уничтожения бездомных животных и ознакомить общественность с ними.
Миллион на сжигание
Зоозащитники опасаются, что изолятором для временного содержания отловленных животных станет приют «Ника Актобе», владельцем которого является Мергали Калдыгулов. Прямо по соседству с приютом он сдает свою землю государству для печей, в которых уничтожают трупы животных. Ветстанция в своём официальном ответе на запрос сообщила, что владелец приюта и сам участвовал в отлове и уничтожении:
«ГКП «Актюбинская городская ветеринарная станция не имеет участка для установки печи «инсинератора», арендует земельный участок согласно договору с ИП «Калдыгулов». Для аренды печи «инсинератора» в год уплачивается 1 140 000 тенге. «Инсинератор» находится на балансе ГКП «Актюбинская городская ветеринарная станция». Мергали Калдыгулов лично участвовал в отлове и уничтожении бродячих собак и кошек с 2015 по 2020 года».
Ветстанция не опровергает и не признает возможность того, что приют станет официальным изолятором для животных.
Автор: