Неминуемый рост цен на автомобили в Казахстане прогнозируют эксперты



Санкции против Кремля, взлет курса доллара и острый дефицит микрочипов могут оказать кумулятивный эффект на ускорение роста стоимости автомобилей в Казахстане.

Ренат ТАИПОВ


Мировой рост цен на авто в 2021 году в значительной степени определялся дефицитом микрочипов - полупроводников (в технологическом плане эти два термина взаимозаменяемы), пишет @aktobe_times К сведению: в одном более-менее укомплектованном автомобиле используется около 5 000 микрочипов.

Слишком большой спрос

К острому дефициту полупроводников привела пандемия коронавируса. Переход на самоизоляцию повысил спрос на электронику и бытовую технику. Сказались торговые войны между США и Китаем, оказались нарушены цепочки поставок. Одним из лидеров по производству полупроводников является тайваньская компания Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC). На Тайване в последние годы наблюдается сильная засуха. При этом для создания микрочипов на предприятии TSMC необходимо колоссальное количество очищенной воды (150 000 литров в день). В условиях засухи происходило снижение производства микрочипов.

В 2021 году дефицит полупроводников вынудил российский автопром сократить их использование. Для этого россияне стали выпускать линейки Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля и магнитолы. Нехватка полупроводников сказалась и на западных автогигантах.

Блокада агрессора

Эксперты опасались, что дефицит чипов продолжится в 2022 году. Реальность оказалась страшнее. Война с Украиной привела к технологической блокаде России. 25 февраля США пообещали заблокировать 50% высокотехнологичного экспорта в страну-агрессор. К санкциям подключился Тайвань. 27 февраля TSMC полностью прекратила поставки микрочипов в Россию, а также ее промышленным поставщикам.

Последствия не заставили себя ждать. 28 февраля «АвтоВАЗ» из-за дефицита чипов приостановил производство на всех трех автосборочных линиях на площадке в Тольятти.

«Производственные линии N1 (B0, выпуск Lada Largus и Lada X-ray, Renault Sandero и Logan), N3 (СКП, выпуск Lada Niva Legend), N5 (СКП Kalina, выпуск Lada Granta) сегодня простаивают. Информации о простое на 1 марта нет. Приостановка связана с дефицитом чипов», - сообщал глава профсоюза «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев.

По мнению экспертов, дефицит микрочипов в России только обострится. В свою очередь, дефицит российских автомобилей приведет к увеличению спроса, а значит, их стоимости – полагают российские автоэксперты. Собственных заводов, производящих современные микрочипы, у России мало. Стоимость создания одного такого предприятия оценивают в 50 млрд рублей. Ныне действующие заводы требуют технологического усовершенствования.

Отказ от поставок

Остановили поставки машин в Россию крупнейшие автоконцерны: Volkswagen, включающий марки Skoda, Audi, Porsche, Lamborghini, Bentley и Ducati; General Motors, в который входят марки Chevrolet, Cadillac, Opel; компания Volvo; производитель грузовиков Scania; британский альянс Jaguar Land Rover; производитель мотоциклов Harley-Davidson, Сотрудничество с «КамАЗом» приостановила компания Daimler Truck. К санкциям присоединились BMW Group и Ford. К тому же, во вторник, 1 марта, приостановил свою работу в России завод Hyundai (пока временно).

«Дефицит будет»

В сложившихся условиях дефицит авто на российском рынке неминуем. Равно как и проблемы с поставками запчастей. Трудно представить, что происходящее не затронет Казахстан. Повысятся ли при этом цены на авто в республике – прогнозы разнятся.

«Дефициты будут накладываться друг на друга, то есть спрос вырастет еще. Я не думаю, что автомобильные дилеры будут поднимать цены на этом фоне, но автомобилей не будет», - заявлял на днях главный редактор журнала «За рулем Казахстан» Алексей Алексеев.

Взлетят вверх

Эксперты Kolesa.kz считают, что на стоимости авто в Казахстане в большей степени скажется не дефицит, а падение тенге: «Стоимость автомобилей в местных автосалонах напрямую диктуется валютным курсом. Это справедливо как для полностью импортных машин, так и машинокомплектов, ввозимых в Казахстан для последующей сборки. И те и другие оплачиваются в иностранной валюте. Можно с уверенностью заявить: вслед за ослаблением курса тенге цены на новые автомобили взлетят вверх. Зависимость прямая. Насколько - вопрос открытый, и прогнозы строить не выходит, т. к. тенге слабеет день ото дня… Также казахстанским автовладельцам стоит готовиться и к повышению стоимости импортных запчастей и расходников: масел, фильтров, охлаждающей жидкости и покрышек».


Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930