«Творожный сыр, рядом орех»: какие рифмы ищут поэты в Актобе
Растянутым колебанием между звуком и смыслом называл стихотворение французский поэт Поль Валери. Чего было больше: произнесенных слов, гитарных аккордов или смыслов на очередном заседании поэтического клуба «Феникс» - сказать трудно. Одни читали стихи, стремящиеся к традиционной поэтике, но при этом вольно обращались с рифмой. Другие – радикально переходили к верлибру. Третьи исполняли песни, не предполагающие явного нарратива в текстах. Но, под звучание струн, эти слова обретали емкую образность и дополнительный смысл – такой простой и понятный.
Ренат ТАИПОВ
18 февраля участники клуба собрались в 30-ый, а может, и в 35-ый раз. «Бесчисленному» количеству встреч нельзя не порадоваться.
- Услышанное вызвало у меня море эмоций. Я расстраивался, что не мог найти единомышленников. Но теперь вижу: оказывается, у нас так много людей, которые пишут стихи! – с удивлением отмечал алгинский поэт Ержан Жанабаев, впервые принявший участие в заседании «Феникса».
Участники клуба знакомятся со стихами из поэтического сборника Ержана Жанабаева.
В начале встречи алгинец представил свой недавно изданный сборник стихов «Я счастлив был, пока не встретил счастье». К слову, в подготовке сборника принимали участие журналисты @aktobe_times Ержан прочитал молодым поэтам несколько своих творений и сорвал массу аплодисментов.
На бис
Юная аудитория (большинству участников клуба нет и 20-и) восторженно принимала всех и не скупилась на похвалы. В особенности собравшимся понравилось выступление Мадины Габдуалиевой (на фото). Она исполнила песни под гитару вначале вечера, а затем ее вызывали на бис.
- Писать стихи я начала в 8 классе, когда очень влюбилась в парня, - рассказывает Мадина. - Сейчас учусь в колледже на препода английского языка. Теперь я не сочиняю стихов, а пишу песни. Начала с прошлого года. Я увидела, что моя подруга играет на гитаре, и тоже заинтересовалась.
Своя тактика
Мадина для написания песен изобрела особый метод, а точнее «тактику», как она этот процесс называет. Судя по ее объяснению, методика подобна технике автоматического письма, которую столь успешно применяли прозаики-модернисты первой половины XX века. Сейчас аналогичный прием используют музыканты, исполняющие свои творения в стиле триллвейв и клауд-рэп. Размытый нарратив заменяется в них яркостью образов. В русской словесности наиболее близко к этой черте подошла в позднем творчестве Марина Цветаева. Стихи Цветаевой очень нравятся и Мадине.
- Когда мне хочется выговориться, я выбираю четыре рандомных аккорда, - рассказывает о выбранной тактике девушка. - Просто играю на гитаре и пою всё, что хочу. И записываю это на диктофон – неважно, совпадает ли это со смысловой нагрузкой. Затем я просто прослушиваю диктофонную запись и всё сопоставляю. Так и появляется песня.
Аффирмация
От грустной романтики Мадина перешла к «веселым песням»:
- Да, сейчас я стараюсь писать веселые песни, потому что я наслышалась об аффирмации: что думаешь, говоришь или поешь, то и притягиваешь. Вы же, наверно, слышали песню Lipsi ha Инстасамки. То, что она поет, то и притягивает – и народу это нравится. А это деньги и слава.
Записи исполнения своих песен Мадина выкладывает в Instagram. Ее начинания поддерживает семья.
- Единственный человек, который поет в нашей семье (кроме меня) – это наш дедушка. Он на гармошке играет, казахские и русские песни поет. Любимая моя песня в его исполнении «Я играю на гармошке у прохожих на виду». С детства ее люблю.
Станет ли она профессиональным музыкантом – Мадина еще не решила:
- Говорят, музыканты бедные. И это верно. Но они насыщенны эмоционально. И мне дает такое эмоциональное насыщение выступление на поэтическом вечере, да и на любом мероприятии. Очень хотела бы, чтобы мой талант не обесценивался. А еще хочется научиться «склеивать» песни и выкладывать. Но пока мне приходится обращаться за помощью к друзьям, которые этим владеют. А я хочу всё сама.
Убежище
Напитавшись эмоционально, молодые поэты, исполнители песен и почитатели их талантов поблагодарили за организацию вечера хозяйку салона, руководителя «Феникса» Ксению Крэв.
Возможно, многие из собравшихся еще только в начале поэтического пути, и им еще предстоит оттачивать своё мастерство. Другие, вероятно, и вовсе сойдут с «лирической» дистанции. Но это и не столь важно. Отрадно, что в Актобе регулярно возрождаются поэтические клубы, а участники нынешнего «Феникса», несмотря на всю «фельетонность» современной эпохи, стремятся к нахождению глубоких смыслов, облекают в новые формы слова и звуки и готовы одаривать этими «кристаллами горного хрусталя» окружающих. В поэзии (вспомним философа Жоржа Батая), как и в любви, мы ищем, а иногда и находим, убежище от одиночества и увядания жизни. И как отрадно будет в зрелом возрасте вспоминать о годах молодости, наполненной стихами.
Ержан Жанабаев подарил сборник своих стихов руководителю «Феникса» Ксении Крэв.
Как создавался «Феникс»
Только за 15 ближайших лет в Актобе действовали пять поэтических клубов. Три из них обладали уникальным свойством эфемерности. Один из последних открывал в 2017 году весьма известный в Актобе и соседних регионах поэт и шоумен Миша Дудник. Клуб под названием «4KZ», благодаря неудержимой энергии создателя, стал очень популярен. Бешеная энергетика Миши стала залогом и скорого закрытия клуба. Но эмоциональный запал у «свидетелей Дудника» остался.
- Вот с Дудника всё и началось, - признает руководитель «Феникса» Ксения Крэв. – Он был таким первооткрывателем. После его отъезда какое-то время один клуб был, потом другой. Они все распались. В 2019 году я написала своим друзьям, с которыми мы выступали на одной сцене: «Давайте, ребята, все заново создадим!» И они такие: «Да-да, классно!» - «А кто будет руководителем?» Они сказали: «Ну, раз ты придумала, то и будешь руководить». Выбирали название – ничего банального не хотелось. Посмеялись, что восстали из пепла, и тут сразу несколько человек предложили: «О, давайте назовем «Феникс»!» Название оставили. Сейчас у нас абсолютно новый состав. Многие люди и не знают о клубе «4KZ».
В ближайшее время «Феникс» планирует провести коллаборацию с театром «Лестница». Во что выльется этот альянс – пока неизвестно.
- Готовим концепцию, разрабатываем сценарий, - говорит Ксения. - С руководителем «Лестницы» мы обусловились пока не распространяться об этом.
***
сижу я здесь
прямо сейчас
хотелось бы
видеть тебя
творожный сыр
рядом орех
сижу одна
тебя тут нет
что делать мне
не знаю я
сижу пою
в ночи одна
хочу опять
с тобой гулять
смотреть в глаза
и целовать
—-----
приду я к тебе
и ты это знай
что встречу тебя
у вечного дня
спешу я к тебе
как кошка во тьме
с тобой мы сошлись
судьбою нашлись
и я клянусь
съедим мы бисквит
который ты ждал
и локти кусал
ведь то что прошло
уже не вернуть
но можно продолжить
и я вернусь
-----
ты знаешь я
еще люблю
хочу с тобой
поймать звезду
ведь ты один
кто сделал так
чтоб я была
любимой как......
Мадина Габдуалиева
***
Тебе же нравится читать книги.
А давай я напишу про нас роман?
Напишу про интриги,
Про предательство и обман,
Про измену и ложь,
Про то, как твою трубку берет какая-то девица,
Про то, как тело бросило в дрожь,
Когда позвонили из больницы
Про то, как диагноз поставят,
Рак последней стадии.
Про то, как многие тебя оставят.
Про твои чувства, как чувства Христа на распятии.
Про то, как я с тобой останусь,
Несмотря на диагноз твой.
Я со всеми проблемами справлюсь,
Лишь бы ты был живой.
Ксения Крэв
***
- Ты изменилась,
- Ты помог.
- Но я хотел....
- Видать, не смог.
- И как же быть?
- Я всё сама…
- Ты виновата!
- Как всегда…
- Но я пытался...
- А зачем?
- Я так скучал.
- Знать, не совсем.
- Тебе звонил.
- В каком часу?
- Я чуть спешу.
- Я не держу.
- Кольцо купил...
- Я не хочу.
- Но это деньги...
- Оплачу!
- Ты не ждала!
- И ты не мог.
- Ты изменилась...
- Ты помог.
В беседе сей ищите прок!
Такой случился диалог.
Ержан Жанабаев
Автор: