«Хочу, чтобы люди в моих шутках узнали себя»
Бауыржан Канагатов,
стендап-комик
«Меня в юмор завлек Павел Воля»
Вообще, я учитель русского языка и литературы. Всегда смотрел юмористические программы и Задорнова, где-то и «Кривое зеркало». Но, думаю, меня в юмор завлек Павел Воля. Он тоже учитель русского языка, и я подумал, что тоже хочу смешить людей.
Все началось, еще когда сам учился в школе. Все сидят и общаются в классе, на тебя не обращают внимания. Я делал что-то дурацкое, и все смеялись. Учитель если что скажет смешное, то обязательно подурачусь. Так я стал любимчиком.
«Вам не хватало внимания?» Вопрос, как на приеме у психолога. Нет, в общем-то недостатка не испытывал. Дома у меня было четверо сестер, я самый младший, единственный сын. У меня все дома юморные. В основном, все мои шутки связаны с семьей и школой.
Я вырос с сестрами, и мне было нелегко. Пацаны, у которых были старшие братья, жаловались им, когда их били, а мне приходилось жаловаться сестрам. Проблема решалась следующим образом: мы садились с сестрами, ругали этого хулигана с головы до ног, и мне на душе легче становилось, хотя физически - нет. Но я понимал, что обидчик недостоин меня.
На свой счет тоже шучу, это самое легкое. Про свой лишний вес, комплексы. А потому, что думаю: ну, какие же это комплексы? Это плюсы - ведь люди смеются, мне тоже хорошо.
По статистике каждый третий актюбинец толстый, хотя я не верю статистике: потому что я в семье пятый(!) толстый ребенок.
Что такое стендап?
Мама спрашивала у меня: что такое стендап? Я ответил: «Мам, ты Турсынбека знаешь? Так вот, это же самое делает Турсынбек, только на русском, и с матами чуть-чуть».
«Давайте послушаем вместо урока»
Впервые я вышел на сцену в 2016 году. Сначала искал тех, кто занимается стендапом в Актобе. Оказывается, был у нас стендап-клуб «50 на 50» (никто не знает, почему такое название, не спрашивайте). Там познакомился с Дмитрием Фотиным. Вот Дмитрий сказал: «Давай, Бауыр, у тебя получится». Ну, я кое-что написал, не знаю - подходило ли это для формата стендап, но для меня было смешно и интересно. Выступил, первое выступление прошло хорошо. Люди посмеялись, и я подумал: «Это мое».
В школе иногда прикалываюсь над детьми. Сейчас я преподаю начальному классу, до этого среднему и старшему. Так вот, ребята все мои шутки любят. Когда дети узнали, что я стендап-комик, говорили: «Давайте ваш стендап послушаем вместо урока». Но всегда отказываю. Говорю, что мои шутки для взрослых, где-то с крепким словцом, вот когда вырастут, тогда и послушают. Впрочем, так и происходит – выпускники приходят на мои выступления. Я им очень благодарен.
Все коллеги знают, чем я занимаюсь, все подписаны на меня в соцсетях. Никто еще не говорил: «Хватит, ты же учитель». Наоборот, все меня поддерживают. Даже приходили на вечер. Может, перед ними я не смешно выступил, правда, они говорили: «Еще придем». Но второй раз не приходили.
«Шутки ищешь в парадоксах»
Шутка рождается по-разному. Увидел, что-то приглянулось и записал. Жена у меня тоже учитель русского языка, у меня в основном с ней диалог. Сидим за столом, о чем-то говорим, и тут я записываю шутку. Просто какие темы из будней, а ты видишь там жизненные парадоксы.
Всегда хочу, чтобы люди в моих шутках узнали себя. Чтобы говорили: «Блин, у меня тоже такое бывало».
О депрессии и юморе
Комики иначе смотрят на мир. В прошлом году у меня такая тяжелая ситуация была. Уверен: если бы юмора в жизни у меня не было, то точно впал бы в депрессию. Как я поступил? Позвонил другу, тоже комику, он начал смеяться, и я заодно. Потом еще одному так позвонил, и всё: раздал свою проблему через юмор. Все забылось. Юмором можно вылечить какие-то жизненные ситуации.
Мне кажется, каждый комик так или иначе говорит о своих проблемах на сцене.
«Стендап научил меня относиться к людям проще».
Стендап научил меня относиться к людям проще. Где бы ни был, я всегда серьёзный, но в меру. Держу субординацию. Я не могу сразу прийти и сказать: «Дружище, я комик, давай общаться». Прежде всего я - учитель. Но если посидим какое-то время в баре, то в определённый момент уже будем угорать и обниматься.
«Есть вещи, над которыми шутить не стану»
Есть вещи, над которыми шутить не стану. Про отца точно не буду, без него я остался в пять лет. Это пожизненная боль. Он идеал мужчины для меня. Даже если он меня не успел воспитать, мне все говорили, что он был весёлым, общительным, и у него было много друзей. Я тоже всегда таким хотел быть. Он был полицейским, сердце подвело…
И еще я никогда не шучу о религии. Но, может, когда я стану известным, то еще подумаю: «А не пошутить ли мне про Бога?».
«Экономлю шутки»
Я экономлю шутки. Бывает, написал материал, выступаешь, все хорошо. И что-то оставляешь на потом. Самое главное - со сцены уйти под овации. Либо хорошо закончишь здесь, либо все испортишь дальше.
«Тебя уже не слушают, и ты прощаешься»
На сцене не всегда было смешно. Бывает, когда выступаешь, такой момент получается, что кому-то заходит, а кому-то нет. Люди разные. Бывали такие моменты: ты стоишь, и ты король. А бывает, что думаешь про себя: «Как бы побыстрее уйти отсюда? Зачем я это говорю?». Тебя уже не слушают, и ты прощаешься. Несколько раз говорил себе, что больше не буду этим заниматься, пойду учить детей.
Неудачи сильно уже не ранят, раньше это было больно. Бывало, месяцами не пишешь, но потом сцена все равно тянет обратно.
«Актюбинцы не смеются над чернухой»
Актюбинская публика самая сложная. Вот когда в 2016 году начали выступать, организовывали концерты, открытые микрофоны, то никак не могли собрать актюбинцев. Всегда был полупустой зал, а те, кто приходил, еще очень критически относились к шуткам, к юмористам. Хотя мы еще и выступали в Байконуре, не раз нас звали в Аксай. Несколько раз выступили в Актау, Уральске. И вот где бы мы ни были, всегда собирали большую публику и уходили на ура.
Мне кажется актюбинцы не зажатые, а скорее зажравшиеся. Шутка! А может, и нет. Может, больше понимают толк в юморе, чем в других наших городах.
Актюбинцы не смеются над чернухой. Некоторые комики пытаются достать со дна самое черное и пошутить, это плохо воспринимается. Бывает, шутим пошло, зрители голову опустят, смеются втихаря, но не покажут. В конце даже подойдут, поблагодарят. Спрашиваю: «А чего не смеялся?» - «Да как-то неудобно было», - отвечают.
На одном уровне
Стендап не может быть лучше «Кривого Зеркала». Каждый в свое время нужен был. Мне кажется, они на одном уровне.
«Надеюсь, нас кто-то тоже копирует»
Почему народ у нас до сих пор смеётся над мужчинами, которые переодеваются в женщин? Как говорится: то, что было популярно 50 лет назад в Америке, приходит к нам только сейчас. Казахстанские передачи в лице «Бауыржан-шоу», «Тамаша» и так далее приучили, что юмор должен быть таким, а что такое стендап, многие не знают. Когда-то было популярно в Англии «Шоу Бенни Хилла», теперь нечто подобное в нашей адаптации крутят у нас.
Надеюсь нас кто-то тоже копирует…
О «прожарке»
Есть такой формат «Прожарка». Там надо шутить над каким-нибудь известным человеком, он должен все это слушать. Мы несколько раз так делали, некоторые не понимают и говорят, что это жестко. Но на самом деле тут никто не в обиде, человек сам соглашается.
Хочу «прожарить» акима, ну, или (чисто ради интереса) акиматовских сотрудников. Тот же ЖКХ интересен. А вообще можно «прожарить» Жалгаса Жумагулова или Сергея Морозова. Всем будет интересно, что они сделают с нами после выступления.
«Говорят, что юмор - от зла»
Юмор может быть добрым, но сейчас я у себя в голове прокручиваю и кажется, что у меня таких шуток нет: они всегда кого-то задевают. Хотя говорят, что юмор - от зла. Наверное, это так.
«Слава для меня - это любовь зрителей»
Слава для меня - это любовь зрителей. Обеспеченная хорошая жизнь, где ты не ловишь звезду.
Лучшие стендаперы в Казахстане
Для меня лучшие стендаперы в Казахстане – это Саясат Аяпбергенов, Медет Калибеков и Дмитрий Фотин.
«Мечтаю стать звездой»
Мечтаю стать звездой ТНТ. В марте планируем поехать на фестиваль в Москве, где попробуем пройти на проект «Открытый микрофон», а дальше как пойдёт. Нас пятеро. Не знаю, кто пройдет, но за каждого буду болеть.
Автор: