На месторождении Кенкияк погиб электромонтёр
Фото из архива семьи Айткуловых.
Вдове и детям погибшего пришлось через суд добиваться пересмотра акта специального расследования инспекции труда и взыскания морального вреда с предприятия.
Татьяна ТОКАРЬ
Восемь месяцев после смерти любимого мужа и отца вдова и трое детей добивались справедливости от управления по инспекции труда Актюбинской области и предприятия, где работал погибший. Так, 21 июня 2021 года на месторождении Кенкияк погиб электромонтёр 5 разряда от удара током в 10 000 вольт, сообщает @aktobe_times
- При приближении к линии электропередачи погибший Айткулов А.К. схватился правой рукой за линию и попал под напряжение, - сообщили «АТ» в инспекции по труду. - В связи с этим работник АО «СНПС Актобемунайгаз» скончался на месте. Было проведено специальное расследование с участием государственного инспектора труда, представителей работодателя и работника, а также представителя ГУ «Территориальный департамент Комитета атомного и энергетического надзора и контроля МЭ РК по Актюбинской области». По итогам расследования комиссия определила вину работника 70% и 30% работодателя. Материалы расследования передали в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.
Вдова погибшего работает учительницей в посёлке Жагабулак Мугалжарского района, который находится в 20 км от вахтового посёлка Жанажол. Из трёх дочерей погибшего одна несовершеннолетняя, две уже взрослые. Близкие не могли поверить в то, что отец, имея большой стаж и будучи электромонтёром 5 разряда, мог не предусмотреть подачу тока и сам виноват в своей гибели.
- Только после подачи ходатайства вдову признали потерпевшей в связи с гибелью мужа, - говорит представитель истцов Марат Байгуанов. – В суде нам удалось доказать, что вина работника составляет только 50%, вина работодателя – 50%. Мы опрашивали свидетелей и выяснили, что на погибшем в момент несчастного случая были джинсы, тонкая хлопчатобумажная куртка и обычные тряпичные перчатки, которые продают по 50 тенге на рынке. А где же положенная спецодежда? Ведь он работал на высоковольтной линии электропередач! У него должна была быть спецодежда, которая способна сдерживать ток. Нашли и другие нарушения работодателя.
Семья погибшего считает, что они не получали извинений и компенсации материального вреда от работодателя.
- Как положено в таких случаях, на похороны собирали деньги коллеги погибшего, их потом привезли родным, - продолжает Марат Байгуанов. – Мы считаем, что само предприятие материального ущерба не погашало. Мы потребовали в суде выплатить вдове в качестве компенсации морального вреда 20 млн тенге и ещё 20 млн тенге несовершеннолетней дочери погибшего.
По сведениям пресс-службы Актюбинского областного суда, требования истца удовлетворили частично:
- Акт о несчастном случае, акт специального расследования комиссии, созданной приказом руководителя ГУ «Управление по инспекции труда Актюбинской области», признаны недействительными, установлена степень вины работодателя – 50 процентов, степень вины работника – 50 процентов, - сообщила руководитель пресс-службы Актюбинского областного суда Анар Айтжанова. - Кроме того, с компании взыскана компенсация морального вреда в пользу истца в размере 5 000 000 тенге, и в интересах несовершеннолетней взыскано ещё 5 000 000 тенге. Решение не вступило в законную силу.
- Если АО «СНПС - Актобемунайгаз» будет обжаловать решение суда, мы будем бороться до конца, - сказал Марат Байгуанов. – Тут есть и моральная сторона вопроса. Если судебные тяжбы затянутся, они сделают душевную рану родных погибшего ещё глубже.
Автор: