На ваши вопросы отвечает детский психолог
Любите своего ребенка просто за то, что он есть. И не наказывайте его, если не уверены, что это действительно необходимо. Есть вопросы? Вам с удовольствием поможет детский психолог Жайнагуль Консбаева.
Плачет в детском саду
- Здравствуйте! Недавно моя дочь получила направление в садик. Мы ходим пока на полдня в группу, привыкаем. Но привыкаем сложно. Дочка по утрам плачет и не хочет вставать. Всю дорогу до сада тоже плачет. И в группу мы заходим с рыданиями. После чего я просто убегаю оттуда. Потому что жалко ее. И без садика никак не обойтись. Подскажите, есть ли какие-то методы для скорейшей адаптации ребенка к садику? Стала говорить – я ненавижу садик. Хотя раньше вообще это слово – ненавижу – не произносилось. Дочке 3,6 года.
Татьяна
- Здравствуйте, Татьяна. Ваш ребенок пошел в детский сад, это один из первых институтов социализации личности. В настоящее время ваша дочь проходит период адаптации к дошкольному учреждению. Это тяжёлый период и для ребёнка, и для мамы. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом: появляется четкий режим дня; рядом нет родных и близких людей; ребёнок постоянно вынужден контактировать со сверстниками; необходимо слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; внимания персонально к ребёнку становится намного меньше. Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2-3 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. В целом психологи отводят на адаптацию ребёнка к детскому саду до 6-9 месяцев. По статистике из 10 детей: 1 адаптируется сразу, 3-4 – за несколько недель, 3-4 - за несколько месяцев, 1 – не адаптируется (несадовский ребенок). Кому-то проще и легче входить в новое в жизни, кому-то сложнее. То, что вы описываете – вполне вписывается в понятие нормальной адаптации.
Некоторые дети, могут первые несколько дней очень спокойно оставаться в новом месте, присматриваться, а потом вдруг осознать, что что-то поменялось в их жизни (на 4-5 день) и начать протестовать. Не потому, что плохо, а потому что, это перемены в их размеренной жизни, и это страшно. Ваша задача, создать положительную мотивацию именно про садик, поговорить и сказать – «что маленькие детки сидят с мамами, потом они подрастают и у них появляется первая работа, потом будет школа … Что папа ходит на свою работу, мама на свою, и у нее тоже есть своя работа – детский сад».
Можно прочитать книги про садик или придумать сказку, в которой главный герой (например, зайчик не хотел ходить в сад, плакал, и там он познакомился с новыми друзьями, и ему стало там так весело, что он с нетерпением ждал нового дня, чтобы снова пойти в сад), или какой-нибудь другой сюжет, который ближе вашему ребенку.
Ребенку важно иметь положительный опыт: мама уходит, она всегда возвращается через время, которое назовет: вы проговариваете порядок действий в детском саду (можно по картинкам про детский сад) и обозначаете, после чего придете за ней (например, ты поспишь и я сразу приду).
Вот некоторые рекомендации, которые могут помочь быстрее и успешнее адаптироваться к детскому саду:
- Начните за 2-3 месяца соблюдать детсадовский режим дня.
- Рассказывайте ребенку о том, что ждет его в саду: добрая воспитательница, новые друзья, много игрушек, прогулки, игры. Формируйте положительное восприятие детского сада.
- Дайте ребенку с собой в сад какую-нибудь любимую игрушку и дома, чтобы ему не казалось чужим все вокруг, или маленькие фото папы и мамы, которые умещаются в кармане, скажите, что он может на них смотреть, когда соскучиться и тогда мама придет за ней быстрее.
Все мамы, отдавая ребенка в сад, психологически не готовы сами «отпустить» его от себя. Дети это очень остро чувствуют и начинают капризничать, пользуясь маминой слабостью. Поэтому маме надо проявить спокойствие, уверенность, сдержанность, настроиться на то, что ребенок подрос и может какое-то время находиться без ее присмотра.
В адаптационный период дети могут часто болеть, так как они привыкают к микрофлоре детского сада. Если ребенок заболел, необходимо соблюдать тот же режим дня, что и в саду. Так ребенку по возвращении легче будет перестроиться.
Не ругайте ребенка, за то, что он плачет, наоборот говорите ему, что вы его любите и скучаете, находясь на работе. Ваше спокойствие и твёрдое понимание того, что все идёт правильно и хорошо, будут опорой вашему ребёнку. «Если мама спокойна, значит всё хорошо, и нет ничего страшного. Я справлюсь. Мама во мне уверена». Запомните: спокойная мама – спокойный малыш!
Кнут и пряник
- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно отработать систему поощрений и наказаний для ребенка? Дело в том, что стала замечать, что мои дети уж очень стали разболтанными. Не слушаются, делают, что хотят. Хотя не скажу, что уж очень мягкая мама. Наверное, запустила все воспитание. Как теперь все исправить? С чего начинать?
Дина
- Здравствуйте, Дина. Поощрение и наказание – это 2 стороны одной медали, имя которой «воспитание». Прежде, чем остановиться на основных правилах поощрения и наказания, хотелось бы процитировать слова известного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер «воспитание – это не дрессура». Стиль общения с ребенком очень важен для развития его личности, неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Основным принципом, без соблюдения которого невозможно наладить отношения с ребенком – безусловное принятие – значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Наказывая ребенка можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
Есть основные правила поощрений и наказаний. Совсем без наказаний в процессе воспитания обойтись не получится:
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;
2. Если есть сомнение: наказывать или нет – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай;
3. За один проступок – 1 наказание;
4. Недопустимо запоздалое наказание;
5. Ребенок не должен панически бояться наказаний. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Ребенок должен бояться не наказания, а огорчения родителей;
6. Не унижайте ребенка;
7. Нельзя наказывать едой, бить, обзывать бранными словами, надолго ставить в угол, наказывать в публичном месте;
8. Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка: когда он болеет, перед сном и сразу после сна, во время еды, когда сам родитель находится в плохом настроении.
Если вы наказываете ребенка говорите о том, что вы недовольны его поступком, но не им, что вы его очень любите, и его поступок очень вас расстроил (говорите о своих чувствах).
Если говорить о поощрении (похвале), то:
1. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность;
2. Не надо хвалить ребенка за естественные вещи (сам оделся, заправил постель, покормил собаку и т.д.);
3. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте (не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность ребенка деньгами);
4. Не желательно поощрение конфетой или шоколадкой – это может способствовать созданию культа еды и может воспитывать чрезмерный интерес к ней;
5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это …»;
6. Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему. Независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.
Автор: