Проспект Санкибай батыра планируют расширить до 6 полос
За несколько лет проспект Санкибай батыра превратился из окраины города в одну из его центральных артерий. По мнению градостроителей, сегодня четырёх полос дороги недостаточно для хорошей пропускной способности. Проект по расширению проспекта до шести полос уже разработан и утверждён. Однако жители частных домов, расположенных вдоль дороги, категорически против её расширения. Какие плюсы влечёт за собой грядущий проект, разбирались репортёры АТ.
Ещё 15 лет назад проспект Санкибай батыра был окраиной города. На месте Батыса, где только намечались новостройки, была голая степь. Сегодня вдоль проспекта расположено несколько важных социальных объектов и крупных магазинов. Микрорайон разрастается. Всё это увеличивает транспортный поток на дороге, она перестаёт с ним справляться. В час пик на ней образуются заторы.
Решение проблемы власти видят в расширении проспекта с четырёх полос до шести на участке от ул. Газизы Жубановой до пр. Алии Молдагуловой. Проект уже разработан, получил положительное заключение госэкспертизы и прошёл общественные слушания. На его реализацию из бюджета выделили 1,6 млрд тенге.
Вот только жители частного сектора, расположенного вдоль проспекта, выступают против расширения. Они просят расширять другие дороги города, а их проспект – не трогать. В прошлую пятницу наладить конструктивный диалог с жителями постарались депутаты городского маслихата.
Не согласны с проектом
Главное возмущение у владельцев домов вызывает скорее не сам факт расширения дороги, а то, что дорожное полотно будут прокладывать по их стороне. С другой стороны – канава.
- Мы защищаемся, чтобы нам можно было хоть немножко дышать, - рассказывает жительница дома по пр. Санкибай батыра Лариса Мыслина. - ПДК в 2009-ом году было по всем показателям превышено. Санэпидстанция делала анализ. Вот, посмотрите: «Концентрация взвешенных пылей, концентрация по сероводороду, превышает в 2,13 раза». А тогда дорога была двухполосная! Про шум я вообще уже молчу! По ней же едет грузовой транспорт.
Все домовладельцы считают, что без расширения можно обойтись. Прежнее руководство города обещало им пересмотреть проект и оставить дорогу четырёхполосной.
- Мы с этим проектом не согласны, - говорит житель частного сектора Рейн Сутбаев. - Во-первых, мы здесь живем, он затрагивает здоровье наших семей. Во-вторых, этот проект не решает тех проблем, которые они ставят по потоку машин, которые скапливаются со стороны Батыса. Наоборот, нужно разгружать эту дорогу, перенаправлять машины в ту сторону и там делать параллельную дорогу. Она там всего лишь двухполосная. А её можно не то, что шестиполосной, а десятиполосной сделать. Этих денег – 1,6 млрд – вполне хватит.
Дороги в Батысе тоже расширяют
Первым необходимость расширения жильцам объяснил начальник отдела департамента полиции Еркин Утегенов. Как выяснилось, проспект Санкибай батыра – это далеко не единственная дорога в городе, которой предстоит расширение. Процесс комплексный.
- Город на одном месте не стоит, город растёт, - говорит Еркин Утегенов. - Раньше было 300 тысяч жителей, сейчас более 500 тысяч. Раньше было 80 тысяч автомобилей в городе, сейчас 120 тысяч. Дорожные сети не позволяют на данный момент с потоком справляться. В связи с этим мы уже 15 лет бьёмся, чтобы увеличивали проезжую часть. Улицы Некрасова, Кунаева мы сделали четырехполосными. Увеличение идёт по всему городу. Мы предлагаем улицу Нокина шестиполосной сделать, Бокенбай батыра тоже шестиполосной. Поток населения не рассчитан на это. Вы знаете, Нур-Актобе на 300 тысяч жителей рассчитан, Батыс-1-2-3 тоже. Если мы сейчас этого не сделаем, мы не будем справляться с потоком. Проспект Абилкайыр хана, например, восьмиполосный. И никто не жалуется!
Дороги в Батысе тоже будут расширять. Так, проспект Тауелсиздик должен стать восьмиполосным, а улица Мустафы Шокая, ведущая от Санкибай батыра к Мангилик Ел, - шестиполосной.
- Мы это для города делаем, для увеличения пропускной способности, - продолжает Еркин Утегенов. - Участники дорожного движения из-за этого столько времени тратят, опаздывают. Мы должны улучшить пропускную способность, в связи с этим местными исполнительными органами было принято решение о расширении. Мы не можем не давать городу возможности для развития. Это городская земля, мы у вас ничего не отбираем.
Почему нельзя расширить в другую сторону?
Сразу же после реплики полицейского от жителей домов посыпались вопросы и возмущения.
- Неужели дорогу нельзя расширить в сторону гаражей? - спрашивает жительница частного сектора.
- Я вам скажу так: этих гаражей не будет, на их месте будет микрорайон Батыс-1, - отвечает депутат городского маслихата Нурлан Махамбетов.
- Подальше его стройте тогда, - говорят жители.
- Уже проект детальной планировки разработан, - аргументирует Нурлан Махамбетов.
- Переработайте, значит, - не унимаются жильцы.
- Те гаражи, которые подают на продление аренды, сейчас аренду не продлевают. Есть инвесторы, которые будут выкупать эти гаражи и застраивать здесь микрорайон, - объясняет Махамбетов.
- В прошлом году здесь было 10 ДТП, 11 человек пострадали, - пытается найти плюсы представитель полиции. - А по новому проекту тут будут светофоры, пешеходный переход.
- Только больше аварий будет! – кричат жители.
- У вас без пробок не будет такой загазованности, - говорят депутаты.
- Вы здесь не живете, вот и молчите, - приводят не очень убедительный аргумент домовладельцы. - Мы живой цепью встанем и не дадим закатать нас в асфальт!
- У нас с вами так нормальный диалог не получится, - резюмируют депутаты.
Сделают освещение, тротуары и велодорожки
Рассказал, в чём плюсы расширения для жителей, и сам проектировщик.
- У нас проезжая часть, потом идёт пятиметровый коридор, в котором установлены тротуары, освещение и велодорожки, - обрисовывает проектировщик Арсен Молдагалиев. - Далее идёт шестиметровая дорога для проезда самих жителей.
Что касается деревьев, то их обещают не вырубать, а пересаживать. На проспекте, к тому же, планируют обустроить пешеходные переходы и автобусные карманы, о чём много лет просили жители города.
- Расстояние от дороги до домов будет разное: от 12-и до 20-и метров, - поясняет Арсен Молдагалиев. - Проект также предусматривает частичную реконструкцию инженерных сетей.
- Уберите канаву! Она всё равно не нужна! – продолжают возмущаться жители.
Как рассказал Молдагалиев, проект пришлось подстраивать именно под эту канаву.
- Канава шла отдельным проектом, им другой проектировщик занимался. И когда мы расширение проектировали, нам под канаву пришлось подстроиться. За канавой идёт уже жилой массив. Тротуар, скажем, можно перебросить, а дальше идут гаражи. Возле «Дару» парковка тоже вплотную к канаве идёт, - объясняет проектировщик. - Мы не можем тратить время на корректировку, ещё одно получение госэкспертизы. Общественные слушания мы провели.
Отдельная полоса для общественного транспорта?
Найти компромисс в пятницу так и не удалось. Во вторник депутаты снова встретились вместе с жильцами. Возмущения вторых были прежними, а аргументы первых в пользу расширения – немного другими.
Так, член общественного совета Андрей Кудеев считает, что расширение дорог поможет более комфортно передвигаться на общественном транспорте. А это, в свою очередь, снизит загазованность в городе.
- Я постоянно ратую за то, чтобы перестали уплотнять город, - высказывается член общественного совета. - Я в этом городе вырос и родился, и мне непонятно, зачем его уплотнять, строить дома так близко. Я категорически против этого. Когда численность населения была 300 тысяч человек, город имел свои границы. Но сейчас мы приближаемся к 600 тысячам, а мы пытаемся впихнуть и эти 300 тысяч человек в тот же город. Для меня это абсолютно неразумная позиция. Но мы не можем взять и перечеркнуть эти дома, эти ошибки. Мы должны развивать город. У меня есть идеи. Одна из них в том, чтобы город был удобен для общественного транспорта. В нормальных, современных городах есть отдельные полосы для автобусных маршрутов. Когда есть отдельные полосы, передвигаться на общественном транспорте намного удобнее: человек добирается на нём быстрее, чем на личном автомобиле. Из-за этого снижается поток автомобилей в городе, его загазованность. И одна из важнейших улиц, где должна быть такая полоса – это проспект Санкибай батыра. Но сейчас мы не можем сделать там такую полосу, потому что она заполнена автомобилями. Если мы это сделаем сейчас, улица встанет. Я считаю, что город должен быть удобным для общественного транспорта.
Захватили городскую землю
Есть ещё один нюанс в этом споре.
- Нами выявлено 21 нарушение жителями, - говорит руководитель отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства Алибек Серикбаев. - В основном это захват земли. Начиная от восьми квадратов, заканчивая 150.
Алибек Муратович начал зачитывать, сколько квадратов захвачено на каждом участке. В этот момент воцарилась тишина.
- Всё понятно, разберёмся, давайте с дорогой решать, - спешно пытается сменить тему обсуждения жительница одного из домов.
«Другого пути нет»
Председатель постоянной комиссии городского маслихата по индустриальному развитию, инфраструктуре и жилищно – коммунальным вопросам Талгат Хамитов считает, что расширение проспекта - жизненная необходимость:
- Я понимаю, они тоже жители нашего города, им нужно пойти навстречу. Но эта территория – городская. Санитарные нормы от домов до дороги позволяют сделать её шестиполосной. Большие деньги затратили на этот проект. Если мы в этом году его не сделаем, то на следующий год он просто устареет, его заново нужно будет делать, а это народные деньги. Люди говорят: оставьте четырехполосную, она выдерживает. Но это только в краткосрочной перспективе – год, два, три максимум. А город интенсивно растёт. Вы сами знаете, 10 лет назад проспект Санкибай батыра был окраиной, а сейчас это такой же центр, как Абилкайыр хана. Это центральная артерия: с аэропорта, не сворачивая, можно на Шанхай попасть. Моё мнение заключается в том, что от аэропорта и до Шанхая она должна быть шестиполосной. Я думаю, со временем мы к этому придём. Если мы расширим только Тауелсиздик, это проблемы не решит, потому что Санкибай батыра – связующее звено, как и Абилкайыр хана. Из Батыса и в Батыс все будут проезжать только через Санкибай батыра. Другого пути нет.
Стоит отметить, что в социальных сетях проводили опросы о необходимости расширения проспекта. Своё согласие выразили более 80% жителей города. Многие из них, кстати, живут в двух шагах от дороги.
Асель КЕРИМОВА
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: