Скандальный проект расширения русел рек не изменили. Экозащитники бьют тревогу!



Мусор вперемешку с землей, поваленные деревья, затхлая вода и пожар. Геолог с многолетним стажем побывал вместе с корреспондентом и общественниками на реке Жинишке, где вновь ведутся работы в рамках проекта, многими названного преступным.

После запуска проекта по расширению рек экологи и активисты заявили, что работы приведут в Актобе к экологической катастрофе. Впрочем, и само население это заметило невооруженным глазом. Вдоль берегов варварски были вырублены сотни, а то и тысячи деревьев, водоемы обмелели настолько, что местами превратились в лужи. Горожане лишились не только мест отдыха, но и возможности дышать чистым воздухом. Ведь деревья и кустарники поглощают пыль и углекислый газ, взамен дают нам кислород, а о пользе рек и напоминать не приходится.

В Актобе приезжал новоиспеченный министр экологии, а за ним вскоре и его зам Ахметжан Примкулов. Последний рекомендовал произвести корректировку имеющегося проекта, чтобы «не наступать на одни и те же грабли».

Техника продолжает свою работу на реках



Работы по расширению русел действительно приостановили, народ немного успокоился. А вот когда экскаваторы вновь зашумели на одной из местных речек, общественники заволновались. Они обратились в редакцию «Актобе Таймс», и мы вместе выехали на место, чтобы увидеть воочию, что же там происходит. И чтобы нас не упрекнули потом в некомпетентности и раздувании якобы несуществующего негатива в работе на реках, с собой пригласили опытного геолога, который работал с масштабными водными проектами, Петра Котика.



Зрелище, которое мы застали, когда приехали на Жинишке, было, по меньшей мере, странным. Экскаватор лихо сгребал ковшом в свежевырытую на берегу яму мусор и ветки. Тогда как все отходы должны вывозиться на полигон и там утилизироваться. На гневный возглас прибывших «Зачем?!», экскаваторщик просто прекратил свою работу.



Представитель фирмы-подрядчика, производящего работы на Жинишке, прибыл довольно быстро, имени своего не назвал, но пообещал:

- Я не допущу такого больше, это в первый раз!

Спустя короткое время экскаватор вновь заработал, но алгоритм его действий был уже обратным. Он доставал мусор и ветки из ямы и грузил его на «КамАЗ».

Справедливости ради, стоит заметить, что мусора по берегам речки, а также на дне русла более чем достаточно. И совсем не подрядчики тому виной.

- Мы копаем, столько мусора на дне – покрышки, строительный мусор, кирпичи, бетонные блоки. Потом придут машины, вывезут все это на полигон. За сегодня «КамАЗов» 20 вывезли, - рассказал нам экскаваторщик Александр Прасолов.

«Производственный вандализм»



Вообще на берегу Жинишке работали в тот день три экскаватора. Со зловещим лязгом техника, ломая прибрежные деревья и кустарники, доставала мусор со дна, перемешивала землю с илом и формировала новые берега, которые далее, как обещают, будут укреплены камнем.

- Они должны все это на полигон вывозить, - комментирует происходящее Петр Котик. - Также слоями грунты полезные убирать, песчанки и суглинистые. И это возродить, прочистить. На полигон вывезти и отсыпать. Потом в обратном порядке на берега все это засыпать. И после того, как все это уберут с берега, должны сделать подушку песчаную, состыковать ее с природной, потом камнем 40 см выложить, и сверху 150 см щебня. И через дренирующую подушку вода (родники береговые) беспрепятственно будет питать русло реки. К сожалению, они этого не делают. Просто перекладывают с одного берега на другой. А этого нельзя делать! Это приведет к закупорке. Река просто погибнет. Если притока родников не будет, через 10-15 лет русло будет забито, кустарники пойдут, камыши. Через 10-15 лет только воспоминания останутся о реке Жинишке.

- Это производственный вандализм, а не восстановление! - продолжает специалист. - Я не видел проект. Я бы хотел его увидеть. Я за свою жизнь построил водовод Астрахань – Мангышлак, в Гурьеве возрождал Кумколь, речку Эмбу и все водозаборы. А здесь я не вижу целевого направления, полезности этого проекта. Это вредительство, они закупоривают родники. На каждый сантиметр плодородного слоя, чтобы созрел от перегнивания растительности, необходимо сто лет. А они одним махом все уничтожают.

Пожар и короткое замыкание



Пока мы беседовали, неподалеку раздался треск, и внезапно заполыхало дерево. Предположительно, работающая там техника задела ветку, она упала на линию электропередач и вспыхнула от искры. Опасаясь, как бы не начался большой пожар, общественники немедленно позвонили на 101.

Вскоре произошло замыкание линии. Грохнуло, ослепило и стихло. Никто, к счастью, не пострадал.

Часть берега Жинишке уже укрепили камнем. Правда, только на одном берегу. Зрелище довольно непривычное для водоема. Берег, засыпанный камнем или щебнем, минимум растительности и воды.

Была ли корректировка?

Как нам объяснили в городском акимате, корректировка проекта, которая была рекомендована вице-министром экологии, еще не была произведена.

- Корректировка проекта еще не произведена, в том числе и потому, что общественники не внесли конкретных предложений. На данный момент средства на эти цели еще не выделены, - объясняет пресс-секретарь городского акимата Камбар Мукашев. – Поэтому работы по расширению русел рек не ведутся. Сейчас проводятся работы по укреплению берегов и очистке дна на уже освоенных ранее участках.
В общем, вопрос с корректировкой пока открыт. Неясной остается судьба и наших водоемов. Не ждет ли Актобе и окрестности рукотворная засуха?

Ольга Еремеева,
фото Лилии Беликовой



Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930