Охотились на судью и сотрудников КНБ
Два брата по вере насмотрелись в Интернете джихадистов и собирались устроить вооружённые беспорядки в родном городе - утверждало следствие.
Охотились за сотрудниками ДКНБ
В спецсуде рассмотрели уголовное дело двух приверженцев религиозного течения «салафи джихади». Так, в суде доказали, что 25-летний Жанасыл создал террористическую группу, занимался пропагандой терроризма, возбуждением религиозной розни, покушался на незаконное изготовление оружия, а также незаконно хранил оружие.
У 31-летнего Алибека статьи обвинения повторяются, с той лишь разницей, что он участвовал в террористической группе, а не создавал её. Судебный процесс проходил в закрытом режиме, фабулу преступления пресс-служба областного суда предоставлять отказалась. Тем не менее, журналисту газеты «Актобе Таймс» удалось найти обвинительное заключение по этому уголовному делу.
В документе указано, что в 18 лет Жанасыл принял Ислам, изучал статьи в Интернете и пропагандировал религиозные взгляды. Спустя 6 лет, в начале 2018 года, он зарегистрировался в мобильном приложении «Телеграм», где целенаправленно стал знакомиться с материалами официального представителя международной террористической организации «Исламское государство» Абу Мухаммад аль-Адиани, а также электронными книгами, в том числе «44 способа поддержать джихад» и другими.
Эти материалы он переписывал на флешку и передавал для ознакомления своему единоверцу Алибеку. Изучив литературу, они попали под влияние направления «салафи джихади» и пришли к выводу, что намерение совершить террористический акт – обязанность каждого мусульманина. Мужчины искали способы участия в вооружённом джихаде, намереваясь присоединиться к запрещённому в Казахстане «ИГИЛ» на территории Сирии.
В начале 2018 года они решили создать террористическую группу в поддержку международной организации «Исламское государство». Они устанавливали вместе с Алибеком адреса проживания сотрудников Департамента КНБ по Актюбинской области, заместителя начальника департамента, старшего оперуполномоченного управления при ДКНБ. И других госслужащих, которые, по их мнению, угнетали единоверцев.
10 января 2018 года Алибек по сговору с Жанасылом, в интересах террористической группы, позвонил своему знакомому, они встретились. Алибек рассказал знакомому, что планирует вывезти за город 100 госслужащих и расправиться с ними. У него есть данные руководителей акимата и департамента полиции. Он предложил приятелю устроиться в акимат и оттуда доносить – кто и когда приходит, а кто когда уходит с работы. Знакомый отказался, а после рассказал подробности встречи в суде.
В обвинительном заключении приводят сведения из семейной жизни Алибека. Около месяца он с семьёй жил вместе с тёщей. В семье обсуждали религиозную тему. Алибек высказывался, что истинному мусульманину необходимо резать неверующих, как овец, и он готов отрубить голову тёще, так как она неверующая. Алибек убеждал близких, что времена поменяются. Якобы скоро устроят кровопролитие против официальных властей. Тем, кто называет их ваххабитами, отрубят головы. Все женщины наденут хиджабы, мужчины начнут отращивать бороды.
14 ноября Алиев сделал флаг террористической организации «ИГИЛ» из чёрного полотна. На флаге с помощью хозяйственного мыла указал надпись на арабском языке. Надев маску на лицо, на фоне самодельного флага он дал присягу халифу международной террористической организации «ИГИЛ» Абу Бакру Аль Багдади. Эта видеозапись позже была найдена правоохранительными органами.
Убить чиновников, судью и двух чекистов
Перед началом судебного процесса Алибек передал журналистам рисунок найденного у него на балконе. Это гвозди, силикон, шурупы, паяльный жир, кабель. Подсудимый сказал, что из этих составляющих невозможно сделать бомбу, на изготовление оружия он не покушался.
- У меня в коробке на балконе нашли эти предметы. Какой я террорист? –возмущался Алибек. – Я не виновен!
В тоже время, в обвинительном акте указано, что герметик, плоскогубцы и перчатки могли применять для изготовления корпуса бомбы, а шурупы – для её наполнения.
В день оглашения приговора матери подсудимых высказались перед прессой у здания суда. Матери Алибека и Жанасыла говорили, что сыновья читают намаз, «но это не означает, что нужно сажать всех религиозных людей». Женщины страдали, что их внуков оставили без отцов. У Алибека пятеро несовершеннолетних детей, у Жанасыла трое.
- Обвинение утверждает, якобы у моего сына хранилось оружие, - плакала мать Алибека. – Свидетель сказал, что они хотели вывезти за пределы города из акимата 100 человек и убить. Вы представьте, сколько нужно войска, транспорта для этого? Сколько оружия! У них ничего не было: ни денег, ни оружия…
- Якобы наши сыновья хотели убить районного судью, который вынес приговор их религиозным братьям, - говорила мать Жанасыла. - Его фото они увидели в Инстаграме. А также убить двух сотрудников КНБ, один из них наш сосед, а второго сын вообще знать не знает. Наши сыновья не виновны!
«Делать экспертизу побоев побоялись»
Мать Жанасыла утверждала, что сына избивали в здании ДКНБ Актюбинской области после задержания:
- Его скрутили, телефон забрали, обвинили в пропаганде терроризма. Так как он не признавался, его избивали. Его взяли около полудня и до полуночи били, издевались над ним. Делать экспертизу побоев мы боялись, потому что он один раз пожаловался, потом его ещё больше избили. В следственный суд сын пришёл, прыгая на одной ноге. Вторую ногу ему отбили. Сын надеялся, что его из следственного суда отпустят домой. Когда мы написали заявление в прокуратуру о том, что сына били, кнбшники прислали ответ, что наших сыновей не трогали. Якобы они добровольно давали показания. Мой сын не мог пойти на преступления, так как он очень любил свою семью и детей. Ради детей он ездил на работу по 3-4 месяца в Жесказган, Караганду, повышал свои знания на курсах, читал литературу.
Нашли 47 патронов и обрез
Судья Киятбек Мирзабеков приговорил 25-летнего Жанасыла к 15 годам лишения свободы, 31-летнего Алибека – к 13 годам колонии. Их признали виновными сразу по пяти статьям Уголовного кодекса. Отбывать срок они будут в учреждении максимальной безопасности:
- Суд взял за основу показания свидетелей. Оснований для сомнений в их достоверности нет. Доводы Ж. и А. о том, что в отношении них сотрудники ДКНБ оказывали психологическое и физическое воздействие в целях получения признательных показаний, не нашли подтверждения в ходе судебного следствия. Судебная экспертиза не вызывает сомнений в достоверности. При назначении наказания суд учитывает наличие несовершеннолетних детей и отсутствие судимости.
По приговору суда, будут уничтожены 47 патронов, обрез 16 калибра, два ножа. Приговор не вступил в силу.
Тамара ТРОЙКИНА
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: