Рост цен на все товары и услуги грозит Актобе
Новшества в законе приведут к массовой безработице и усилят коррупцию в госорганах.
Мария СОРОКИНА
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Город из песка и тумана
Можете ли вы поверить в то, что изменения в Законе «О рекламе» затронут все слои общества? Придется. Обновления вступают в силу уже с 11 апреля, и опустошение кошельков не заставит долго себя ждать, пишет "Актобе Таймс" @aktobe_times.
На что направлены изменения, и чем так страшны последствия? Как реформировалось налогообложение рекламы, и что станет с обликом города? Почему актюбинцы массово лишатся работы? Отчего все рекламные агентства начнут работать в убыток, а казахстанский производитель не найдет своего покупателя? Куда денется вся наружная реклама, и что о грядущих изменениях говорят предприниматели? Как вырастет коррупция, и есть ли шансы перехитрить закон? В деталях разбиралась корреспондент газеты «Актобе Таймс».
В госорганах утверждают, что ряд изменений был внесен, чтобы упорядочить визуальный «шум» города. Теперь налогом на рекламу будут облагаться витрины и окна, оформленные с внешней стороны улицы. Каждая картинка, меню, контактные данные, информация об акциях и скидках – все начнет считаться рекламой. Бесплатно можно будет оформить только витражные окна с внутренней стороны помещения, если выставить товарную продукцию в 15-20 см от стекла. И даже если не платить за рекламу, бизнесмены все равно потерпят убытки, так как придется постоянно менять выставленные товары: прямое попадание солнечных лучей портит не только продукты питания, но, к примеру, и косметику с одеждой.
Прежде чем вывешивать что-либо на фасаде, окнах и других носителях, предстоит получить разрешение и заплатить налог. Его сумма зависит от размера наружной рекламы: за площадь до 2 квадратных метров он составит 2 месячных расчетных показателя (далее – МРП), на улицах с большой проходимостью ставки удвоятся до 4 МРП (10 100 тенге). Если площадь наружной рекламы составит свыше 70 кв. м - до 200 МРП. Окончательный размер налога на каждой улице регулируют городские и областные маслихаты.
«На рекламе можно ставить крест»
Реформируется не только наружная реклама. Раньше, размещая рекламу на роллерных дисплеях (скроллерах), билбордах, рекламодатели оплачивали налог на рекламу со всей конструкции. С 11 апреля их вынуждают оплачивать каждый ролик или картинку, независимо от того, сколько дней они показываются. За 5 дней до размещения рекламы также нужно будет направить уведомление в органы архитектуры.
По всей стране прошли круглые столы Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Единственным решением проблемы бизнесмены видят взимание платы по прежней практике налогообложения - исходя из размеров объекта, как во всем остальном мире.
«Если законопроект уйдет в этой редакции налогообложения и по этим ставкам, то на рекламе можно ставить крест. Получается, государство хочет два раза получить с предпринимателя налог. Один раз за то, что он сделал оборот, все реализовал и получил доход, потому что благодаря рекламе у него прошла реализация, а второй раз за то, что он делает рекламу, хочет оборот свой увеличить за счет рекламы, - заявил на круглом столе начальник правового отдела Региональной палаты предпринимателей Нурлан Махамбетов (на фото). - Если в целом взять практику в других государствах, то там взымается общий налог. То есть реклама - это тоже вид бизнеса, и мы считаем, что не надо здесь отслеживать, сколько предприниматель роликов прокрутил. Налог должен выплачиваться с полученного дохода от основной деятельности. Еще один вопрос напрашивается: как, и каким органом будет вестись мониторинг исполнения данных пунктов законопроекта?»
Немыслимо и наглядно
Актюбинским рекламщикам приходится еще хуже, так как с 1 октября 2018 года по решению маслихата, налог на рекламу вырос почти в два раза. Так, за каждый размещенный рекламный ролик, агентство должно платить 33 582 тенге в месяц. Генеральный директор ТОО «Асар Медиа Стар» Ольга Цыганова считает это нереальным в принципе, и приводит подтверждающие примеры.
Клиент заказывает 10-секундный ролик на 10 дней на первой точке и 15 дней на второй. За это всё он платит 40 000 тенге. Но налог в 33 582 тенге рекламное агентство платит за оба объекта, и имеет огромный убыток в 27 164 тенге.
Гигантский убыток и в другом случае. Гипотетический клиент заключает месячный договор по аренде LED-дисплея, обещает заплатить 55 000 тенге. Но спустя три дня рекламодатель расторгает договор, к примеру, из-за нехватки финансов и платит только 6 000 тенге. А налог уже внесен агентством, и убыток составляет 27 582 тенге.
Третьему возможному клиенту найти своего покупателя еще сложнее, потому что предложение изначально будет отвергнуто. Если представитель малого бизнеса захочет разместить ролик только на акционных 3 дня, это обойдется ему в 3 213 тенге. Но налог тот же. Зачем рекламному агентству заключать договор при убытке в 30 369 тенге?
«При таком подходе мы не только не сможем заработать, но и будем вынуждены платить из своего кармана. Такого бизнеса в мире не существует, - утверждает Ольга Цыганова. - Если мы платим за каждый ролик, то давайте считать каждого посетителя магазина, независимо от того, купил он что-то или нет!».
Благие намерения, дурные дела?
«После повышения маслихатом налога на рекламу в 1,9 раза, в рекламных компаниях прошли сокращения штатов. То есть оставили людей без работы. Те, кто остался, получают заработную плату от 45 до 50 000 тенге в месяц», - рассказывает Ольга Александровна.
Несмотря на то, что верхи всеми силами агитируют за отечественного производителя, продвигать свою продукцию казахстанцы не смогут.
«Кроме того, поток рекламодателей очень сократился. Предприниматели не могут платить за продвижение своих товаров. Получается, мы работаем, чтобы рекламировать россиян и дальнее зарубежье с чипсами и колой», - отмечает директор агентства.
Рекламщики вынуждены брать кредиты из-за того, что по-старому жить нельзя. А выжить по-новому никто не сумеет. Замена старых конструкций обходится в титаническую сумму.
«Один ситиборд (а он не выпускается в Казахстане) стоит более 4 миллионов тенге. Его установка, доставка из России, подключение к электричеству и прочая обслуга на начальном этапе стоят еще 3-4 миллиона. Это только одна новая конструкция. С LED-дисплеями такая же ситуация», - поясняет Ольга Александровна.
«Как мы будем платить кредиты, зарплату, аренду помещения, и где брать деньги на развитие? Почему деньги, которые могли бы служить экономике Казахстана, нас вынуждают отдавать соседним странам? Почему в любом бизнесе налог берут с прибыли, а в рекламном бизнесе мы должны отдавать деньги, не получив прибыль и не оказав услугу?», - задается вопросами директор рекламного агентства.
Судя по всему, разработчики закона ориентировались на Астану и Алматы, где размещение ролика обходится более чем в 200 000 тенге.
«Актобе не располагает такими суммами в бюджетах компаний. И даже 40 000 платят не все, говоря, что для них это слишком много. Поэтому мы часто проводим акции такого типа: размести на 2-х LED-экранах на месяц, а третий экран получи в подарок. Но и эту возможность у нас отобрали, так как требуют платить налог с каждого ролика. Если этот закон заработает, все регионы, кроме Астаны и Алматы, будут вынуждены отключить LED-экраны», - говорит Ольга Цыганова.
Коррупционный рай?
Страшно, товарищи, не только рекламщикам, но и потребителям. Под налогообложение не попадает аудиореклама и реклама, размещенная внутри помещений и в интернете. Вероятно, после того, как опустеют стены зданий, она вся перейдет в интернет, где ее и без того достаточно (это главный доход сайтов и публичных страниц). Нас ожидает шквал рекламной информации в новостных порталах и рябь предложений в социальных сетях.
Изменения в законе также повышают коррупционные риски, ведь отслеживать количество размещенных на тех же LED-экранах видеороликов достаточно сложно. Кто запретит чиновнику заявить, к примеру: «Я увидел у вас 140 роликов, но могу захотеть увидеть только 70».
И самый главный фактор – это инфляция. Все, что затрачено на рекламу, в результате, ложится на плечи потребителя. Разумеется, огромные затраты будут включены в стоимость товара и услуги. А это уже вопрос, которым правительство озадачивается постоянно в последние годы: как снизить быстрорастущие цены на товары для народа.
Самый первый ответ, который приходит в голову: не надо плодить законы, которые убивают малый бизнес и наносят вред каждому из казахстанцев.
Автор: