В колледже избили преподавателя после скандала с «мертвыми душами»
«В Атырау все надо делать против закона – тогда твоя карьера растет! Эту фразу я говорила акиму области, и мне стыдиться нечего», - заявила Динара Мендыбаева.
Счастье длилось не долго
В редакцию «Актобе Таймс» обратилась актюбинка Динара Мендыбаева. Она рассказала о том, как преподавала в международном колледже ТОО «Apec petrotechnic» в Атырау и с какими трудностями ей в итоге пришлось столкнуться.
- В 2015 году я была приглашена в международный колледж для преподавания предмета «Техника и технология бурения по нефтегазовой отрасли». Это новый колледж, статус которого оценивается выше, чем Назарбаев интеллектуальная школа, но ниже, чем Назарбаев университет. Студентов обучают на английском языке. Чтобы туда попасть, я прошла жесткий отбор, который проводили профессоры Англии, Канады и США. В итоге меня приняли в качестве преподавателя-стажера. Пока замдиректора значилась Гаухар Дусембаева, ныне работающая в Назарбаев университете, у нас был порядок. Но потом она ушла по семейным обстоятельствам, и ее место занял Нурбек Есетов, - вводит в курс дела Динара Мендыбаева.
Как рассказала актюбинка, Есетов учился в Штатах и получил специальность бакалавра. Его специализация связана с исследованием водных ресурсов.
- Никакого отношения к нефтегазовой отрасли он не имел, - продолжила Динара. – По закону, чтобы получить эту должность, у него должен быть стаж работы не менее 5 лет. И вот однажды ко мне принесли табели с «мертвыми душами», со студентами, которых я никогда не видела. Мне приказали их не убирать из табелей. А почему? Их нет на занятиях, а наша специальность на 70% опасна для жизни. Эти студенты после обучения получают допуск на опасные объекты, и рисковать я не могла.
Как отметила рассказчица, на одного студента государство ежегодно выделяло более миллиона тенге. Плюс они получали стипендии и проживали бесплатно в общежитии.
- Если студент не владеет элементарными знаниями, то как руководство может просить ставить им хорошие оценки? Потом мне сказали, что у меня якобы был наставник, которого я никогда в жизни не видела. Методисты заявили, что за наставничество ему полагается надбавка. Нужно было только, чтобы я расписалась в ведомостях. Я не стала участвовать в махинациях. С этого момента я стала изгоем! Порядочные люди ушли вместе с Дусембаевой, и в моей жизни начался страшный период, - говорит Мендыбаева.
Стажер, но работала как все
Динара Борисовна утверждает, что работала на одном уровне с профессорами из Канады и другими преподавателями. Хотя по положению она должна была стажироваться несколько месяцев и преподавать всего по 10-20 минут с их разрешения.
- Я же изначально работала самостоятельно. Вела 4 группы, хотя никаких условий не было. Приходилось самой составлять модули на двух языках по обновленной программе и что-то придумывать. При этом в сфере образования до этого момента я не работала. От меня многое скрывали. Например, все педагоги ездили на обучение в Англию и Канаду, а я об этом не знала, - вздыхает актюбинка.
Довели до сердечного приступа
В декабре 2016 года Динара Мендыбаева ушла в свой первый отпуск. Вернувшись из родного Актобе, она решила взять академические часы. Но по неизвестным причинам ей отказывали в этом вопросе неоднократно. 13 февраля 2017 года она запомнила надолго.
- Я зашла в кабинет к методисту и в очередной раз стала задавать неудобные вопросы. Почему мне не дают академические часы? Почему нет расписания? Ко мне на занятия приходят одновременно три курса, что за бардак? Методист начала на меня кричать, оскорблять, нецензурно выражаться. Она кричала: какое я ничтожество, что приехала из этого нехорошего Актобе к ним в Атырау. Потом она взяла стол и заслонила им выход. Говорит, будешь теперь тут сидеть, при этом кинула в меня мусорное ведро, - вспоминает Мендыбаева.
От такого унижения женщине стало плохо. Она дошла до медпункта. Медсестра измерила давления и написала направление в больницу.
- На почве стресса у меня случился сердечный приступ. Все это зафиксировано на бумаге, в том числе неуважительное ко мне обращение со стороны методиста, - уточняет Мендыбаева.
Борьба со студенткой
По словам Динары Мендыбаевой, позже у нее случился конфликт со студенткой, которая в 2016 году посетила занятия всего один раз.
- Она не ходила на занятия якобы из-за проблем с мужем, который оставил ее с двумя детьми и уехал. Она объясняла мне, что он запрещал ей учиться, но меня эти отговорки не устроили. Студентка учится на бюджете в колледже. Государство за нее оплачивает 4,5 миллиона тенге. За такие деньги в США можно получить степень бакалавра. «Нет, - объяснила я, – надо ходить на занятия». Однако она пропала, - говорит Динара Борисовна.
По словам рассказчицы, в январе следующего года студентка, как ни в чем не бывало, явилась в колледж. Хотя в табелях она уже отсутствовала, так как не сдала экзамен.
- «У меня все схвачено! Я тут учусь! Недавно отдыхала с мужем на Гоа, и вообще все у меня хорошо», - бесцеремонно заявила она мне. Я дала ей лекции за все время и сказала, что у нее есть ровно 10 дней, чтобы все ответить и сдать экзамен за прошлый год. В этом случае я согласилась промолчать. Прошло время – она не готова. Опять начала рассказывать о своих проблемах, а потом пошла к методистам и с подачи замдиректора Есетова написала на меня заявление, что якобы я ее не обучала, и она не получила нужных знаний. При этом студентка, которой к слову около 40 лет, решила настроить против меня остальных учащихся, которые годятся ей в дети. Но у нее не получилось, только 4 человека подписались против меня, а 200 студентов встали на мою защиту, - продолжила Мендыбаева.
Пока находилась на больничном, актюбинка подала заявление в инспекцию по труду и в прокуратуру Атырау. Мендыбаева была уверена, что студентка купила поддельные справки в городской поликлинике по поводу своих пропусков. В ходе проверки медфармконтроль установил, что справки, предоставленные студенткой, являются недействительными.
- Полиция и прокуратура, несмотря на доказательства, никаких мер не приняли. Хотя должны были возбудить уголовную статью по фальсификации документов. За помощью я решила обратиться к местным адвокатам, но все мне отказали. Они сказали, что им не нужны лишние проблемы. Я обращалась во все инстанции, но меня не слышали, - добавила Мендыбаева.
Уволили, а затем избили
16 ноября 2017 года, когда Динара Мендыбаева еще находилась на больничном после всех стрессов, ей сообщили, что трудовой договор расторгнут.
- Меня увольняют за 24 часа до окончания договора, - уточняет рассказчица. – А 20 ноября меня жестоко избивает сотрудник колледжа Халыков. Он заведовал общежитием, а после избиения его сразу же повысили до главного инженера. Вот видите, видимо, в Атырау все надо делать против закона – тогда твоя карьера растет! Эту фразу я говорила акиму области, и мне за нее не стыдно.
По воспоминаниям Мендыбаевой, ее избили в маленьком кабинете при сотрудниках полиции. Их женщина вызвала, потому что устала от угроз со стороны руководства колледжа.
- Полицейские не успели среагировать. Халыков ворвался внезапно и начал меня бить. Потом они его остановили и составили протокол. Его наказали штрафом в размере 34 тысячи тенге по административной статье за избиение. Через 2 дня после нападения Халыкова ко мне пришли несколько человек. Одна женщина представилась сестрой депутата от партии «Нур Отан». Эти люди угрожали мне и снимали меня на видео, - рассказала Мендыбаева.
Президент вмешался, и начались проверки
Динара Мендыбаева не стала опускать руки. Она начала писать во все инстанции, рассказывать о «мертвых душах», о том, что у студентов нет рабочей базы, нет расписаний, о том, что многих заставляют подписывать непонятные документы – одним словом, о беспределе, который творится в международном колледже.
- После чего я обращаюсь в Администрацию президента. Я написала всю правду. Администрация президента посчитала мои доводы обоснованными и поручила генпрокурору провести проверку в колледже. В итоге все нарушения были подтверждены, - радуется Динара Мендыбаева.
Так, сотрудники областной прокуратуры выявили необоснованное использование государственных средств. Выявленные нарушения они предоставили в ответе к обращению Мендыбаевой. «Один и тот же контингент студентов колледжа проходил одновременно по двум договорам, что противоречит закону. В пересчете за 2016 год - это составило 17 миллионов тенге. В 2017 году - 42 миллиона тенге, что в общей сумме составило 59 миллионов тенге», - писали в прокуратуре. Также установлен факт невыплаты студенту-сироте повышенной стипендии в размере 496 тысяч тенге. Обнаружены факты получения преподавателями данного колледжа незаконных государственных грантов на обучение в магистратуре.
- Несмотря на множество выявленных нарушений, меры почему-то до сих пор не приняты. За исключением того, что объявлен выговор нескольким методистам и замдиректору Есетову за нарушение кодекса корпоративной этики. Есетова понизили в должности до преподавателя-стажера, а я снова написала обращение к президенту Казахстана. В нем я прошу привлечь по выявленным и неоднократным нарушениям к уголовной и административной ответственности сотрудников и руководителя колледжа Ермека Кузенбаева. Если бы не сотрудники прокуратуры, государство понесло бы ущерб в размере 64 миллионов тенге, - объясняет Динара Мендыбаева.
В данный момент актюбинка продолжает судиться с Халыковым, который ее избил. Женщина требует возмещения морального вреда. Кроме того, она судится с колледжем, так как считает, что ее уволили незаконно.
- Я хочу восстановиться на работе и требую, чтобы они выплатили мне более 2 миллионов тенге. В эту сумму входит зарплата за все время, что я не работаю, плюс компенсации, - заключила актюбинка.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: