«Братья по вере отобрали жилье и угрожали изнасиловать дочь»



Обманутые из Актобе, Кандыагаша, Алматы и Жанаозена занимались торговлей и читали намаз. Они утверждают, что подсудимые втёрлись к ним в доверие, прикрываясь такими же религиозными взглядами.

Актобе – телефонный рай?

На скамье подсудимых оказались 49-летний отец Маркс Калымбетов, его 25-летний сын Темирлан Изгалиев и 26-летняя дочь Эмира Изгалиева. Их обвиняют в мошенничестве в особо крупных размерах. Общая сумма ущерба, озвученная гособвинителем, составляет около 500 миллионов тенге.
Все 11 обманутых – предприниматели. Они хотели войти в долю и торговать китайскими телефонами. Только один аппарат новой модели стоил 700 тысяч тенге.
- Изгалиев Темирлан вместе с отцом и сестрой сообщал своим знакомым о возможности поставки в Актобе из Алматы сотовых телефонов производства Китая по ценам ниже рыночных, - рассказывал в суде гособвинитель. - Его отец и сестра в ходе переговоров должны были поддерживать его, подтверждая ложь. Гражданам ложно сообщали, что сотовые телефоны будут продавать на точках, а полученную прибыль распределять.
С июля 2017 года группа успела «взять в долю» 11 предпринимателей. Это бизнесмены из Актобе, Кандыагаша, Алматы и Жанаозена. Они отдали собственные деньги, а возврата не получили. Житель Алматы передал мошенникам, кроме денег, ещё и свою автомашину «Тойота-Камри», стоимостью 7 миллионов тенге. Общий ущерб составил почти 200 миллионов тенге. На суде прокурор спросил у алматинца, откуда у него такие суммы? Тот ответил, что большую часть денег занял у своих друзей. Его же сбережения все лежат в товаре, он торгует женскими платьями в Алматы.
Ущерб около 157 миллионов тенге понёс житель Кандыагаша, 180 миллионов тенге на этой афере потерял актюбинский бизнесмен. У остальных потерпевших ущерб меньше – от 5 до 89 миллионов тенге.
Потерпевшие по уголовному делу читают намаз и рассказывали в суде, что доверились Темирлану, как брату по вере.
- Мы считаем, что на самом деле он прикрывался религиозными взглядами, - считают они.

«Нам угрожали расправой!»

Ни один из подсудимых не признаёт своей вины. Эмира Изгалиева заявила суду, что никого из пришедших на процесс потерпевших не знает.
8 января с журналистом газеты «Актобе Таймс» встретились родственницы подсудимых. Женщины высказали свою точку зрения на произошедшее.
- Моего сына запугали и взяли с него расписки о долге, - уверена мать Темирлана Изгалиева – Гульжамал Калымбетова. – В марте братья по вере держали у себя моего сына около полутора суток. Они требовали деньги. Темирлан написал им расписки о задолженности и взял на себя огромные суммы. Кто сколько хотел, столько он и написал. Нам пришлось переписать на родственников этих людей четырёхкомнатную квартиру на центральном проспекте и четырёхкомнатную квратиру в «Юнис-Сити». У нас забрали торговое место, угрожали, что изнасилуют мою дочь.
- Почему вы не обращались в правоохранительные органы?
- У нас был только страх. К нам в дом приходили по 40 мужчин, ещё по 10-12 машин с единоверцами моего сына стояли на улице. Мы боялись расправы, так как сами приехали в Актобе из Жанаозена. Тут у нас нет родственников. В правоохранительные органы мы обратились только в конце апреля. Это уже ничего не дало.
- Почему вы считаете, что у вас хотели отобрать деньги?
- Наша семья всегда жила в достатке. У меня был салон красоты напротив Центрального стадиона. Я его продала за 85 тысяч долларов. Тут произошла девальвация, и сумма удвоилась. Сын начал читать намаз и обо всём рассказывал единоверцам. Он бросил второй курс университета и решил заниматься бизнесом. Мы взяли ему бутик в торговом доме. Сначала он зарабатывал по 5 тысяч тенге в день, потом сумма выросла до 10-12 тысяч тенге. Темирлан сам обеспечивал свою семью. Потом он взял себе помощника, а после арендовал магазин на улице Уалиханова. Темирлан действительно привозил оптом состовые телефоны из Алматы и поставлял их вместе со своим помощником из Актобе в Уральск, Кандыагаш и Жанаозень. На него оформили индивидуальное предприятие и проводили через него тендеры по поставке запчастей и спецодежды. Перед тендерами я давала сыну то 500 тысяч тенге, то 1 миллион тенге, сколько он просил. Эти деньги позже возвращались. Потом сыну продали четырёхкомнатную квартиру по низкой цене. Жильё площадью 130 квадратных метров в «Юнис-Сити» ему продали за 8 миллионов тенге. Наверное, братья по вере решили, что мой сын очень обеспеченный человек, поэтому весной его запугали и взяли расписки об огромных долгах. В результате у нашей семьи отобрали всё: две квартиры, торговое место, а теперь хотят ещё и через суд взыскать деньги.
В январе 2018 года Темирлан совершал хадж в Мекку. Как рассказали родственники подсудимого, в это время выдачей товара и денег за него занимался его отец. Эмира, сестра Темирлана, получала на банковскую карточку деньги за аппараты.
- Так подсудимыми стала вся семья, не только сын, но и муж с дочерью, - плачет Гульжамал Калымбетова.
Уголовное дело ещё рассматривает суд.

Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru

Похожие новости

Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031