«Мне не хотелось, чтобы мой Гамлет был на кого-то похожим»
Багдат Телеугалиев,актер Актюбинского областного театра драмы имени Т. Ахтанова
«Я почему-то был уверен, что зрители придут»
После премьеры спектакля «Ревизор» меня спросили, кого еще хочу сыграть. Я спонтанно сказал, что Гамлета.
С режиссером Мейрамом Хабиболлой мы сначала просто обсуждали материал, а потом решили работать. Важно, чтобы у актера с режиссером был тандем. У нас с Мейрамом он получился, мы друг друга поняли.
Никто не знал, что мы готовим спектакль. Я даже решил не ехать в отпуск домой. Днем работа по графику, а ночью репетиции «Гамлета». И так шесть месяцев.
Когда остается несколько дней до премьеры, я все бросаю: никаких гулянок, развлечений и посторонних дел. Перед спектаклем «Гамлет» настраивался пять дней. Смотрел философские фильмы. Все время ходил в наушниках, слушал композитора Альфреда Шнитке и певца Галымжана Молданазара. Его музыка звучит на протяжении всего спектакля, и она помогала мне сосредоточиться на репетициях.
Для меня образцы Гамлета это Бенедикт Камбербэтч и Владимир Высоцкий. Я пересмотрел все спектакли, потому что очень не хотелось, чтобы мой Гамлет был под чью-то копирку. Я создавал свой образ.
Заниматься халтурой – не считаю это правильным. Но я тоже подрабатываю на тоях. За месяц до премьеры отказался от заказов. Артисту действительно мешают шабашки. Праздничные мероприятия забирают всю энергию, не хотелось на премьере выглядеть уставшим и пустым. Сцена этого не простит.
Перед «Гамлетом» я попросил администрацию не звать на спектакль школы и вузы. Молодежь не поймет этот материал. Я почему-то был уверен: люди и так придут. Учитывая, что это камерный спектакль, и максимум должно быть сто человек. И зрители пришли!
«После премьеры «Гамлета» я заплакал»
Я нахожусь на сцене полтора часа, совершенно один. И все это время надо держать зрителей в напряжении. Это моноспектакль, и нужно перевоплощаться в других героев трагедии. Остальных персонажей я играю так, как видит их Гамлет: более наигранно, пафосно. Весь спектакль - это как протест. Я обращаюсь к людям с вопросом: «Почему все вы такие лицемеры?» В такие моменты я чувствовал по взглядам зрителей, что они стесняются. Душа, мысли Гамлета в клетке, поэтому в ней находится сам актер. Гамлет в клетке, но ее надо перевернуть так, чтобы сами зрители почувствовали себя за решеткой.
После спектакля я вышел на поклон и почувствовал ком в горле. Сразу ушел за кулисы, просто уже не мог держаться. Слезы сами полились. Это был выход эмоций, волнения и напряжения этих шести месяцев. Перевел дух и снова вышел на сцену. Все кричали мое имя. А я никак не мог собраться. Зрители увидели мои эмоции и начали плакать вместе со мной.
«На первом курсе очень боялся, что выгонят с учебы, потеряю грант. Много в себе сомневался»
В школе я мечтал стать летчиком, но физика и математика у меня «хромали». В 11-м классе мне хотелось пойти учиться на диктора. Так получилось, что ЕНТ я сдал не с лучшими результатами. Друзья подсказали, что можно попробовать поступить в КазНАИ имени Жургенова. Главное, пройти творческий экзамен. Долго не думал, начал готовить этюды: прозу и поэзию. В школе я на всех концертах читал стихи, это мне помогло.
Жил в общежитии. В Алматы ни знакомых, ни родных. Трудно было на первом курсе. Я очень боялся, что выгонят с учебы, потеряю грант. Вообще тогда в себе много сомневался.
Два года подряд от Академии Жургенова ездил в Москву на театральный конкурс, который проходил в ГИТИСе. Мне повезло увидеть театр на Малой Бронной, Вахтангова и театр Безрукова.
«Уже купил билет в Актау, подготовил монолог на кастинг, и тут мне позвонили…»
У нас работают актеры без образования, но они на сцене двадцать лет, настоящие профессионалы. Сейчас время другое. Театр старается брать молодых актеров с высшим образованием. И выбор всегда будет в пользу тех, кто с дипломом. Я считаю, это правильно. На театральном факультете, прежде всего, учат дисциплине. Это значит, уметь ждать, уметь собраться в нужный момент. Прийти за два часа до начала спектакля, никак не позже.
На третьем курсе я твердо решил, что после учебы буду работать в Актюбинском областном театре. Многие однокурсники категорически не хотели ехать в региональные театры. Страх остаться в провинции. Что скрывать, мы же все мечтали стать звездами, когда поступали в Жургеновку. Много кто остался в Алматы и сейчас работает на тоях.
Я представлял, как меня, выпускника с алматинским образованием, с радостью встречает Актюбинский театр драмы. Но… мне отказали. Сказали, что нет дефицита в кадрах. Три месяца я ходил без работы. Тяжелый период, когда мне было стыдно перед родителями. Куда еще податься? Я отправил резюме во все казахстанские театры. Отозвался Актауский театр Жантурина. Уже купил билет, подготовил монолог на кастинг. И когда осталось три дня до поезда, мне позвонили из актюбинского театра. Сменилось руководство, были нужны актеры.
«Ради роли Хлестакова неделю учил карточные трюки»
Для меня нет понятия – талант. Талант – это труд. Я еще пока не считаю себя актером. О выборе не жалею. Мне кажется: кроме сцены, у меня другое ничего не получится (улыбается).
Ради «Ревизора» научился играть в карты. У Хлестакова есть такая привычка: он все время вращает на пальце одну карту. Со сцены это смотрится эффектно. Я специально купил колоду карт, включил You tube и начал учиться. Неделю осваивал этот трюк, целыми днями ходил с картой в руках.
Хлестаков – картежник, а я в жизни неазартный человек. Один раз попробовал сделать ставки и понял, что это не мое.
Творческие конфликты с режиссером, конечно, бывают. Я всегда хочу сократить текст (смеется).
Есть актеры, которые не подрабатывают на тоях. Но жить на одну зарплату театра тяжело. Я не хочу нуждаться в чем-то в материальном плане. Как и все, стремлюсь, чтобы у меня были дом, машина.
В выходные уезжаю в Мартук к родителям. Люблю верховую езду. Меня там ждет мой конь. Но тихая аульная жизнь мне быстро надоедает. Через два дня возвращаюсь обратно.
Меня раздражает, когда зрители опаздывают на спектакль, или в зале звонит телефон.
Сейчас я хочу работать с казахской драматургией. У нас богатый материал на исторические личности. Мне по душе образ какого-нибудь батыра. Первый год в театре - и уже роли, о которых раньше мог только мечтать. Для меня сейчас главное не опустить планку. Можно быстро «зазвездиться», но зрители это сразу почувствуют.
Беседовала Елена Рышкина,
фото Лилии Беликовой
и из личного архива Багдата Телеугалиева
фото Лилии Беликовой
и из личного архива Багдата Телеугалиева
Автор: