Усопшим места не нашлось: в Мугалжарском районе проблема с моргом
«Когда мы приехали за трупом матери, увидели, как тела лежали в гараже без света и охлаждения. Запах стоял ужасный!» - письмо такого содержания пришло в «Актобе Таймс».
Умирать - так дома
В редакцию поступило душераздирающее обращение от жительницы Актау.
«Мы с мужем живем в Актау, а его старенькая мама жила одна в Кандыагаше. Сколько раз мы предлагали ей перебраться к нам, но она приедет, погостит и назад домой. Там знакомые, соседи, подружки, там все привычно. В общем, ни в какую не хотела переезжать. Совсем старенькая стала, 77 лет исполнилось в марте», - пишет Марина Мельникова-Воронкова.
9 июня в доме у Марины раздался телефонный звонок. Звонили соседи свекрови с грустной вестью о том, что бабушке стало плохо, и ее забрали в больницу. Родные кинулись за билетами. Ближайший рейс оказался 11 числа.
«Все это тяжелое время поддерживали связь с больницей, звоня на мамин сотовый телефон. Спасибо медперсоналу за уход и объяснение, что происходит с мамой. Но 10 июня, за день до выезда в Кандыагаш, вечером врач позвонил сам и сообщил о кончине нашей мамы. Мы попросили не хоронить ее как бесхозное тело, а сдать в морг, так как сами будем заниматься похоронами», - продолжила Марина.
«Трупы хранят в гараже»
Родные погибшей пенсионерки прибыли в город в обед 12 июня. Их без того тяжелое состояние от горькой утраты стало еще хуже, когда они увидели разлагающийся труп родного человека.
«Какой ужас, потрясение и шок в прямом смысле слова мы испытали! В Кандыагаше нет морга!!!! Тела лежали в гараже без света и охлаждения, запах ужасный. Мы нашли среди всех прочих маму. Забрали и привезли домой. По христианской традиции человека положено хоронить на третьи сутки. Все это время на моего супруга было страшно смотреть. Его мама, которая любила, ласкала, прижимала к груди, лежала в гробу с перекошенным лицом, источая ужасный запах. Тело, мы конечно, обложили бутылками со льдом и протирали спиртом. Однако в 35 градусов жары все было бесполезно. Тело текло, а под гробом стоял тазик с марганцовкой. Даже в кошмарных фильмах я не видела такое», - описала картину несчастная женщина.
Проветривать комнату нельзя. От этого тело могло распухнуть еще больше, что попросту помешало бы закрыть гроб.
Днем 13 июня бабушку похоронили.
«Не буду говорить о ценах на столовую. Это просто обдираловка. Я знаю, что аким Кандыагаша поднимает город: строит детские площадки, асфальтирует дороги. В этом плане он большой молодец. Но решить вопрос с моргом ему разве не под силу? Пусть отдаст в частные руки. Может, кто из коммерсантов поставит контейнер с охладителем, сделает полки-нары, и вот вам - готовый морг. Мы даже готовы были и по 10 тысяч тенге за сутки хранения тела заплатить, лишь бы достойно проводить маму. И я думаю, на это готовы и другие жители Кандыагаша. К сожалению, люди умирают каждый день, и нас всех это когда-нибудь коснется. Кандыагаш не исключение. Да, мы уехали, но там остаются люди, которым тоже придется пережить этот кошмар с родными. Хотелось бы, чтобы мы, люди, оставались людьми по отношению к усопшим и чтили их память, провожая в последний путь с должным видом», - пишет Марина Мельникова-Воронкова.
Один эксперт на весь район и четыре холодильника
Площадь Мугалжарского района чуть больше 27 тысяч квадратных километров. Это 9,2% территории области. А живет в этом районе около 70 тысяч человек. И на весь этот довольно большой район действует всего один морг. Правда, эту комнатку назвать «моргом» можно лишь с натяжкой: там холодильная камера всего на четыре тела.
- Проблема с моргом действительно актуальна в нашем районе, - признает заместитель акима Мугалжарского района по вопросам здравоохранения Галым Кобландин. - Единственный морг площадью 70 квадратных метров находится в городе Кандыагаш в центральной районной больнице. Тела сюда привозят из Эмбы, Мугалжара, Жема и других округов. В морге есть холодильная камера на четыре тела. Мы неоднократно поднимали проблему, что оборудование старого образца, что места не хватает и надо этот вопрос решать. К сожалению, пока вопрос остается открытым: холодильное оборудование нам не обещают.
По словам Кобландина, описанные Мариной ужасы - редкое явление в районном морге.
- Я разузнал, подобных случаев, какие вы описали, в морге нет. Тела стараются замораживать вовремя. Да, конечно, если произошло какое-то убийство или труп долго пролежал дома, то соответственно запаха и разложения не избежать. Но в основном все у нас в порядке, - заверил чиновник.
Также Кобландин заметил, что в Мугалжарском районе работает лишь один судмедэксперт, который иногда чисто физически не успевает выполнить работу. Однако выделить еще одного специалиста область не может.
- По закону эксперт выделяется на определенное количество жителей. Как нам объясняли, второй специалист нам не положен, - пояснил Галым Кобландин.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Автор: