Маленькие артисты играют «Муху-Цокотуху»
В кукольном театре «Алакай» работает детская студия. Ребята читают скороговорки, играют в постановках и учатся красиво говорить.
- Расскажите про по-куп-ки! - В «Алакае» идет занятие детской театральной студии. Ребята разбиты на две группы. Руки в бок, шаг вперед - первый ряд наступает с фразой: «Расскажите про покупки!». Вторые с удивлением пятятся назад: «Про какие, про покупки?»
Урок Любови Николаевны Тормышевой смотришь как маленький спектакль. Так и хочется встать в один круг с детьми и тоже протараторить скороговорку. Особенно интересно смотреть, как ребята играют в сценке по произведению Чуковского «Муха-Цокотуха».
- Паук мухе руки крутит, покажи, как ей плохо, - руководит творческим процессом актриса драматического театра Любовь Николаевна. - А ты улыбаешься.
У шестилетней Алены главная роль. После репетиции маленькая артистка дает свое первое интервью. Как оказалось, актриса относится к себе довольно самокритично.
- Мы видели, какая ты прекрасная Муха-Цокотуха…
- Да отвратительно, руки липкие, - огорошила нас артистка. - Вот я хотела бы сыграть Клеопатру, а еще рисовать портреты.
Алена мечтает стать путешественницей, чтобы «побывать в самых опасных местах, где можно стрелять луком». «А лук у меня свой есть», - добавляет, немного подумав, девочка.
- Я играю букашку и бабочку-красавицу, - говорит еще одна актриса, Каролина. – Мне здесь очень нравится играть в этюдах. Я хожу на спортивно-бальные танцы, художку и еще уроки успеваю делать.
В холле ждут свое чадо родители. Кто пришел впервые, могут посмотреть урок.
- Камилла ходит сюда с октября, недавно подключился и сын, - говорит Айнура Ауелова. - Дочке здесь очень нравится, с радостью бежит на занятия. Мы только «за», если бы занимались два раза в неделю. Дома дочка сама придумывает этюды. Камилла сама по себе очень активная. Сына отдала в студию, потому что ему надо поработать над дикцией. Занятия помогают раскрепоститься, чтобы не были дети замкнутыми, стеснительными. И место выбрано хорошее – кукольный театр с такой детской обстановкой. Что нравится, если у ребенка получается, преподаватель всегда хвалит.
У Назгуль Алиповой дочка тоже посещает детскую студию.
- Анель всегда ждет воскресенья. Обычно после занятий идем на спектакль «Алакая». Очень важно, что на уроке есть упражнения для дикции. И мне нравится, что педагог играет на пианино, а дети поют. Здесь учат правильно говорить на русском.
Детская театральная студия – не кружок самодеятельности, в основе программа театрального института.
- Вообще у меня всегда была мечта переделать методику музыкальной школы образования на театр, - говорит Любовь Николаевна. – Это моя авторская методика. Я разрабатывала ее, когда преподавала в средней школе №27. Сейчас переложила все свои знания и опыт на детскую программу: техника дыхания, речи, актерские тренинги. Мы подходим к пьесе через разминочные упражнения, актерские этюды, технику речи. Тем более у детей несовершенная фонетика. На занятиях усиливаем ее звучание через упражнения. Сама с детства занималась в музыкальной школе, окончила музыкальное училище. Делаешь вывод, никуда нам не деться от академических норм. Я преподавала актерское мастерство в академии, помню, ехала к студентам и читала Станиславского в автобусе. Станиславский дружил с учеными биологами и физиологами. Он изучал моменты психологического раскрепощения, физические инстинкты. Почему нас заваливают Фрейдом, но мы не говорим о Павлове, Сеченове, Выготском. Изучаем Карнеги, когда у нас есть Лев Толстой, который написал великолепные детские трактаты. Я выбрала для инсценировки Чуковского, потому что это первые книжки, которые начинают читать в полтора года. Есть дети совсем маленькие, они еще не умеют читать.
На занятиях ребята разного возраста: есть еще совсем крохи.
- Сегодняшний ребенок сидит за сотовыми и планшетами, идет нарушение моментов ощущения мира. Здесь они учатся непосредственному общению друг с другом, момент коммуникации, элементы ораторского искусства. Ребенок элементарно не будет бояться выходить к доске и комплексовать перед одноклассниками. Казахоязычные семьи отдают детей, которые хотят подтянуть языки. На таких упражнениях как этюды, у ребенка развивается мышление, он учится фантазировать. Дыхательная гимнастика – прежде всего, профилактика простудных заболеваний. В дальнейшем мы хотим взять хореографа. Также планируем приглашать в качестве преподавателей других актеров. Ведь у каждого свой свежий взгляд. На театральном всегда студентов учат детскому естеству, этой детской непосредственности. Недаром Станиславский говорил: «Не выводите на сцену детей и животных, потому что они переиграют взрослых».
Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: