«Мы не призывали к джихаду!»
Обвиняемые в пропаганде терроризма заявили в суде, что их избивали и грозились отобрать квартиру.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Сажают по цепочке
13 марта Асхата Мырзакаримова признали виновным в пропаганде терроризма и назначили ему 5 лет лишения свободы. Следствие установило, что в августе прошлого года Асхат вел пропаганду среди актюбинцев и убеждал их в дозволенности убийства человека на религиозной основе. Кроме того, он призывал к нетерпимости и вражде к представителям правоохранительных органов.
Спустя несколько недель еще один актюбинец, Аян Саунаев, за пропаганду терроризма получил 6 лет лишения свободы. Он, как и его «предшественник», в августе 2017 года восхвалял терроризм. Призывал знакомых совершить террористический акт путем самоподрыва, а также незаконно хранил дома охотничье ружье. Приговор в отношении него не вступил в законную силу.
В конце ноября 2017 года на скамью подсудимых за пропаганду терроризма сели еще двое актюбинцев, 26-летние Ерлан С. и Азамат Д. Парни были знакомы с Мырзакаримовым и Саунаевым.
Главный свидетель упорно молчал в суде
В минувший понедельник суд выслушал основного свидетеля Данияра. Именно его показания и легли в основу обвинения. В суде Данияр, казалось, чего-то боялся. Он долгое время молча стоял у трибуны и не реагировал на судью, а когда все же заговорил, то произнес лишь пару реплик, себе под нос.
- Я занимался прокатом велосипедов в парке Абая, что недалеко от областного акимата, - говорит Данияр. - Помню, что я сидел с подсудимыми вечером на скамейке в том парке. Они там часто гуляли и в тот вечер подошли ко мне. Мы разговаривали. Не помню точно, но кто-то из них включил аудиозапись на мобильном телефоне, там звучали какие-то слова про джихад.
Прокурор попросил уточнить, о каком именно джихаде идет речь.
- Террористического характера, - еле слышно произнес Данияр.
Свидетель знаком с религией
Адвокаты подсудимых озвучили в суде, что родной брат свидетеля был осужден за недонесение о фактах терроризма. Он был замешан в кровавом теракте, совершенном 5 июня 2016 года. Кроме того, адвокатов и подсудимых поразило то, что сам свидетель хорошо осведомлен в религии.
- Подсудимые не призывали вас ехать в Сирию или Чечню, - заметили адвокаты. – Разговор про джихад начали именно вы, об этом свидетельствует аудиозапись. Свидетель хорошо знаком с религиозными терминами, и в тот день он сам подсел на скамейку к подсудимым.
«Подсудимый хотел себя взорвать»
Как ни пытались участники процесса разговорить Данияра, у них это не получилось. Пришлось зачитывать его прошлые показания:
«Я начал совершать намаз в 2013 году, придерживался течения салафизм. Слушал проповеди, а с мая 2017 года занимался арендами детских машин. В это время общался с другими арендаторами. Все, кроме одного, придерживались шахида, как и я. В августе я столкнулся с подсудимыми, и Ерлан включил мусульманское радио «Аль Баян». Потом включил нашид неизвестного человека с призывами к террору. После прослушивания аудио я поддался эмоциям и сказал парням: «У каждого есть карточка», что значит у каждого своя вера. Потом разговоры про религию продолжились».
В показаниях Данияр указал, что подсудимый Азамат намерен установить шариат. Он говорил, что должен себя взорвать, но свидетель его слова не воспринял всерьез.
«Вообще-то я понимаю, что подсудимые придерживаются радикального течения. Сейчас я работаю в Алматы и с этими парнями не общаюсь. Я понял, что ранее придерживался не правильных религиозных взглядов, поэтому иногда совершаю намаз. В будущем планирую переехать в южную столицу. В следующем году хочу обзавестись семьей», - зачитал судья показания Данияра.
Неотложку вызвали в суд
Вскоре подсудимому Ерлану С. стало плохо. Он попросил председательствующего вызвать скорую помощь. Медики приехали через 7 минут. Они сделали парню укол и разрешили продолжить процесс лишь в положении лежа.
Несчастная мать Ерлана решилась на громкое заявление в суде.
- У моего сына травма позвоночника. Он ее получил во время следствия. Он был здоров: занимался спортом, получил мастера по таэквондо, работал фитнес-тренером. Когда его задержали, сразу начались боли. Мы думали, у него больные почки, давали согревающие мази, но оказалось, что на позвоночнике грыжа большого размера. Сейчас с каждым днем ему все хуже. Он не может ходить, не может сидеть и стоять на одном месте. Теперь ему нужна операция.
По словам матери, Ерлана избивали во время задержания и на первых допросах несколько дней. Поначалу парень терпел, думал, ничего страшного, но потом все-таки сообщил о рукоприкладстве.
- Сын и его сокурсник не признают вину, - говорит женщина. – Их вина лишь в том, что они встретили этого свидетеля на скамейке в парке. У свидетеля брат осужден и теперь он, наверное, боится и работает на правоохранителей. Возможно, его подослали, и он подставил моего сына и другого мальчика. Он спровоцировал их на разговор, а молодые парни, не подозревая ничего, не удержались и, возможно, что-то сказали. Да, я не скрываю, мой сын совершает намаз. Но делает он это дома вместе с отцом, и в этом нет ничего противозаконного.
Суд заинтересовался заявлением подсудимого и поручил гособвинителю проверить доводы Ерлана.
«Меня заставили оклеветать друга»
В суде был зачитан допрос подсудимого Азамата Д. В нем сказано, что 23 августа прошлого года Азамат, Ерлан и еще один парень встретились в парке. Ерлан включал пропагандистское аудио и радио. Были разговоры о джихаде.
«Я сказал ребятам, что хочу взорвать себя, но такого намеренья у меня не было. Потом Ерлан помог мне настроить специальные каналы в телефоне, чтобы я учился проповедованию джихада. Поднимался вопрос и про оружие. Ерлан предлагал купить у него винтовку за 80 тысяч тенге, но я отказался. Разговоры о джихаде были неоднократными, но я не пропагандировал терроризм», - сказано в протоколе допроса.
Однако уже на очной ставке Азамат опроверг все свои показания. Мол, ни винтовки, ни пропаганды не было. А оговорил он товарища потому, что ему «обещали свидание».
В суде Азамат озвучил новую версию.
- Я дал эти показания потому ,что на меня было оказано психологическое давление, - заявил подсудимый. - Я не поддерживаю свои слова! Мне сказали, что если я не дам такие показания, то у меня отберут квартиру. Я юридически не подкованный человек. Совсем недавно я потерял маму и бабушку, а в этой квартире живет сестра с ребенком. Я боялся за них, поэтому мне пришлось оклеветать Ерлана. Моим адвокатам раньше я об этом не говорил. В моих словах нет пропаганды!
Судья поручил прокурору установить, действительно ли следователи угрожали подсудимому.
Судебный процесс продолжается.
Автор: