Cтатус - заключенный
Бывшим зекам впору завидовать нынешним: социальная адаптация осужденных значительно продвинулась вперед. Но это на бумаге. А как в жизни?
О чём только не думают осужденные, отбывая свой срок. Кто-то раскаивается, другие приходят к Богу, третьи грызут гранит науки, иные ищут работу в тюремных застенках.
Зелёный змий всему виной
В этом году Султану исполнится пятьдесят. Отмечать юбилей мужчина не планирует – много лет в завязке, ведь именно «белая» и сломала ему жизнь. И не только ему одному. В прошлом хороший камазист, а сейчас – полубомж, как с усмешкой Султан величает сам себя. В начале апреля случайно наехал на человека. Как случайно… пили с товарищами, потом сел за руль и поехал на базу. Вечерело, как дорогу переходили люди – не заметил. Под колёсами погибли трое – муж с женой и пятилетний малыш. Несчастный случай…
- До конца жизни буду помнить слёзы и взгляд матерей, чьи дети оказались под колёсами грузовика. Не знаю, смогу ли искупить… - вздыхает Султан.
Отсидев немалый срок, мужчина вышел. Правда, свобода встретила его не очень уж и приветливо: родных нет, да и с судимостью на работу никто не берёт. За решёткой Султан освоил ещё две профессии – столяр и плотник. Впрочем, «золотые руки» бывшего зека никому не нужны. Проживает мужчина на дачах, перебиваясь случайными заработками. Весна – хороший сезон для трудолюбивого актюбинца – Султан планирует вскапывать огороды да сторожить дачи. По вечерам экс-заключённого «накрывают» философские мысли:
- Я вот думаю: а можно ли совсем избавиться от преступности? Прихожу к выводу, что всё это утопия. К сожалению, заключённые были, есть и будут…
Может, Султан и прав, однако же мировое сообщество, в том числе и Казахстан, старается сократить количество правонарушений. Иногда это получается. К примеру, по данным министерства внутренних дел РК, в первом квартале 2018 года зарегистрировано 65,7 тысяч преступлений, что меньше, чем за аналогичный период прошлого года, на 12 процентов. Причём сохраняется тенденция снижения тяжких преступлений (-6 процентов), грабежей (-15 процентов), краж (-13 процентов), изнасилований (-16 процентов), хулиганств (-19 процентов).
Подайте на пропитание
В свои 25 лет Валера выглядит на 16. На вид маленький, щуплый и несколько забитый подросток. Трудно поверить, что у парня уже две «ходки». Он профессиональный домушник. Обчистил с дюжину квартир. Своё отсидел, исправился, стал прилежным. По крайней мере, держится уже год. Валерика можно найти на Маресьева, иногда в старой части города, попрошайничает бывший нарушитель закона и на рынках.
- Документы у меня украли, пробовал разгружать вагоны, да таскать тележки, но через три недели надорвался. Честно, я не знаю, чем мне заниматься дальше. На работу нигде меня не берут. Воровать больше не хочу: на зоне и кормят, и одевают, и работу дают, но там нет свободы…
Под особым контролем
Государство прекрасно понимает, что социальная адаптация заключённых необходима. В департаменте уголовно-исполнительной системы Актюбинской области реабилитация осужденных считается важным делом.
- Устроиться на работу заключённому тяжеловато, - считает главный специалист группы организации труда осужденных Асылхан Амирханов. – Судите сами, если на воле выбор профессии – это выбор самого человека, то за решёткой всё иначе: заключённые могут стать плотниками, столярами, электриками, освоить швейное производство, быть разнорабочими. Привлекаем в колонии индивидуальных предпринимателей, на сегодня только 16 компаний открыли производство и трудоустроили более 500 заключённых.
В департаменте считают, что трудоустройство бывшего заключённого зависит только от самого человека. Есть стремление и желание приносить пользу и себе, и обществу, значит, изо всех сил будешь стараться.
- С осужденными, которым остаётся год до освобождения, проводят дополнительную работу – на воле им подбирают рабочее место. К сожалению, общество пока ещё негативно относится к заключённым. На самом деле, всех под одну гребёнку стричь не нужно. Есть лица, которые оступились, но раскаялись. Им нужно давать второй шанс, - говорит пресс-секретарь департамента УИС Нургуль Жумагулова.
С прошлого года в стране действует социальный проект «Встреча у ворот». Основная цель - помощь в реабилитации тех, кто выходит из тюрьмы. В 2017 году этой программой воспользовались семь вышедших на свободу зеков.
Чуть меньше двух недель назад из учреждения КА-168/2 освободился молодой человек. 29-летний парень обратился в центр занятости, где ему без проблем подобрали две вакансии: разнорабочего в крупную компанию и оператора АЗС. Кроме того, бывший заключённый бесплатно пройдёт краткосрочные курсы электрика.
Встали на путь истинный
Ержан Аманшиев мог бы стать хорошим начальником отдела, а в будущем, может, даже и прекрасным руководителем одного из управлений в Атырауской области. Но мечте молодого человека не суждено было сбыться. В 28 лет Ержан оступился, причинив ущерб государству в один миллион тенге. Суд приговорил его к шести годам тюремного заключения. Часть своего срока он отбывал в Костанайской области. Отсидеа полсрока, за примерное поведение и добросовестное отношение к труду, Ержана перевели в колонию-поселение Актобе. Экономисту-юристу сразу же нашлась работа – его устроили в котельную департамента УИС. Сейчас Аманшиеву 34 года, ни семьи, ни детей. До выхода на свободу ему осталось восемь месяцев.
- С нами работают и психологи, и воспитатели. Переступить черту легко, тяжелее вернуться обратно. За годы, проведённые за решёткой, я многое осознал. За тот миллион заплатил слишком дорого, - качает головой мужчина.
После выхода на свободу Ержан планирует найти работу, говорит, что попробует свои силы в частной структуре.
Каждый день уроженку Мартука Валентину Колесову доставляют на работу в департамент уголовно-исполнительной системы. С утра до вечера 45-летняя женщина содержит в чистоте и порядке всё здание. За свой труд она получает около 30 тысяч тенге. Вы скажете, мало? А женщина говорит, что вполне нормально, если учитывать то, что Валентина отбывает срок в колонии. Несколько лет назад в семье Колесовой случился кризис, бытовой конфликт перерос в драку, сожитель Валентины скончался. Приговор - шесть лет и восемь месяцев в карагандинской тюрьме. Через четыре года женщину перевели в актюбинскую колонию-поселение.
- Я ведь окончила медучилище, работала по специальности. А потом вот это случилось. Сейчас подаю документы на условно-досрочное освобождение. Твёрдо встала на путь исправления, - отчеканила последнее предложение моя собеседница.
По словам Валентины, на воле она будет жить, а не существовать. Если получится, останется работать тут же, да и в ДУИС уже привыкли к энергичной и задорной Валентине.
Труд – это почетно
Только за прошлый год в городской отдел центра занятости и соцпрограмм обратились 176 человек (129 - осужденные условно, остальные - освобождённые из колоний). На постоянную работу устроились сто человек, восемь - на социальные работы. Ещё 21 человек пригодились на общественных работах.
В первом квартале этого года в службу занятости обратились 38 человек, 28 из которых нашли себе работу.
Продолжение темы читайте в №17
Подготовил Константин СЕРГЕЕВ
Автор: