PISA: ученики казахскоязычных школ отстают на 1-2 года
Минобразования сообщило о серьезной разнице в качестве образования школьников. Актюбинская область оказалась аутсайдером по умению применять знания на практике.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Преданы огласке результаты последнего на данный момент тестирования казахстанских школьников по программе РISА, проведенного в 2015 году. К сожалению, судя по Национальному отчету, изданному лишь в прошлом году, школьники показали весьма слабые результаты.
Тестированию, как и в прошлые годы, подвергли 15-летних подростков, в том числе учеников школ и студентов ссузов, занимающихся как на казахском языке, так и на русском. Тест PISA призван оценить грамотность школьников по естественным наукам, чтению и математике, а также умение применять знания на практике.
Осилили 6 человек
По естественнонаучной грамотности казахстанские подростки заняли лишь 42 место (456 балла), между Словакией и Грецией. У России 32 место. На первой позиции Сингапур, на второй - Япония, на третьей - Эстония.
Анализ результатов показал: доля казахстанских участников, способных выполнить простой эксперимент для ограниченного круга задач и провести различие между научным и ненаучным вопросами, составила лишь 33,8%. В два раза выше показатель успешности выполнения таких заданий у сингапурских (75,3%), японских (72,2%) и эстонских (71%) подростков.
Способность формулировать гипотезы относительно новых научных явлений, событий и процессов, продемонстрировали лишь 0,1%, то есть 6 человек из 5 780 казахстанских участников. Тогда как задания самого сложного 6 уровня выполнили 5,6% юных сингапурцев.
Казахстанские участники, обучающиеся на русском языке, как указывается в отчете, с естественнонаучным тестом справились значительно лучше сверстников с казахским языком обучения. «Разница в показателях в разрезе языков обучения составляет 50 баллов. Согласно пересмотренной методике ОЭСР, разница в 30 баллов по международной шкале PISA равна одному году обучения. Таким образом, разрыв функциональных компетенций участников организаций образования с казахским и русским языками составляет более чем полтора года обучения», - констатируют авторы отчета.
Путем схожих сравнений выяснилось: сельские школьники и студенты отстают от городских сверстников более чем на полгода.
Обогнали Тринидад и Тобаго
Натаскивание казахстанских школьников на ЕНТ с примитивным заучиванием ответов, судя по отчету, ни к чему хорошему не привело. Тестирование по читательской грамотности показало: казахстанские 15-летние подростки не умеют извлекать из текста необходимую информацию для представления развернутого ответа.
По читательской грамотности Казахстан занял 52 место (427 баллов) между Коста-Рикой и Тринидадом и Тобаго. Россия на 26 позиции. Безусловный лидер – Сингапур. Гонконг и Канада на 2-ом и 3-ем месте, соответственно.
«Как и в направлении естествознания более успешны в читательских компетенциях 15-летние участники PISA-2015 с русским языком обучения. Разница в показателях составила 52 балла… Значительный разрыв в функциональных компетенциях обучающихся составляет около двух лет обучения», - значится в Национальном отчете.
Подростки, обучающиеся в селах, отстают от городских на 26 баллов.
«Отмечается существенная дифференциация результатов школ и колледжей. Разница между 15-летними школьниками и студентами колледжей составляет 33 балла, что соответствует одному году обучения», - признают авторы отчета.
Математика – царица полей?
По математической грамотности Казахстан занял 42 место (460 баллов), между Хорватией и Грецией. Россия на 23 позиции. Лидирует все тот же Сингапур, за ним расположились Гонконг и Макао.
Показатель выполнения заданий среднего (третьего) уровня сложности казахстанских участников (38,1%) в два раза ниже, чем у их зарубежных сверстников (Сингапур -79,9%, Гонконг - 77,3%, Китайский Тайбэй - 72,6%).
«Решить базовые задачи с использованием известных фактов и выполнить последовательные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в задании не смогли 10,2% казахстанских участников. Тогда как только по 2% сингапурских и гонконгских участников не решают задания этого уровня», - указывается в отчете.
По математике, как пишут авторы, разрыв между учащимися с казахским и русским языками обучения наименее значимый – 36 баллов. Учащиеся казахскоязычных классов отстают на 1 год.
«Как и в двух других направлениях международной оценки, зафиксирована разница в результатах обучающихся городских и сельских школ и колледжей, - сообщается в отчете. – Разница в 25 баллов указывает, что сельские школьники и студенты почти на год отстают от городских сверстников.
Отмечается существенная дифференциация результатов школ и колледжей. Разница в показателях 15-летних школьников и студентов колледжей составляет 24 балла, что соответствует одному году обучения».
Данные по всем трем направлениям показали, что 15-летние городские участники, обучающиеся на казахском языке, отстают по показателям компетенций от своих сельских сверстников, обучающихся на русском языке.
Покупайте книги!
Аналитики PISA выявили зависимость между качеством знаний 15-летних подростков и количеством книг у них дома. Выяснилось, школьники, у которых дома более 200 книг, набирают по естествознанию на 56 баллов больше сверстников, имеющих в домашней библиотеке меньше 10-и книг. Из 5 780 участников тестирования более двухсот книг имели только 5% подростков. Менее 100 книг дома - в наличии у 50% участников. От 0 до 10 книг – в распоряжении 24% подростков.
Автор: