Инвалида несколько недель морили голодом
71 –летний Иван Мартынов после смерти сына остался на улице. Его в Мартуке приютил Асхат Шохом, забрав пенсионную карточку старика в свое распоряжение.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
10 лет назад мартучанин Иван Мартынов ушел из семьи к другой женщине. Прожив с ней какое-то время, он попал в ДТП и получил черепно-мозговую травму. Став инвалидом, он оказался никому не нужен: новая супруга его выгнала.
- Несчастного приютил старший сын, - вспоминает Валентина Афанасьева, вдова близкого друга Мартынова. - Год он там пожил, а потом сын погибает в автомобильной катастрофе. Сноха не стала следить за парализованным и отвезла его к Асхату Шохому.
Не пускал в интернат
Асхат сразу договорился с инвалидом, что приютит его, будет кормить и ухаживать, но пенсионную карточку заберет себе. Они согласовали, что 15 тысяч пенсии Асхат будет удерживать за аренду жилья, 5 тысяч – на продукты и 3 тысячи – на табачные изделия.
- Поначалу все было хорошо, - рассказывает Иван Павлович. - Потом ко мне пришла комиссия. Они предложили оформить меня в дом инвалидов. Я сказал, что подумаю. Асхат заинтересовался их приходом и когда узнал, что я соглашусь пойти в интернат, наши отношения с ним поменялись. Он перестал обращать на меня внимания, перестал меня кормить. Одним словом, издевался.
Свидетелем голодомора стала Валентина Афанасьева. Женщина помогала старику с лечением. Она возила его сдавать анализы и договаривалась, чтобы его положили в больницу на реабилитацию.
- В тот же день, когда мы вернулись из больницы, Иван позвонил мне и пожаловался, что его не кормят, - поясняет Валентина Федоровна. – На следующее утро я пришла в дом Асхата. Слышу, как бедный старик кричит и просит кушать. Я говорю Асхату: отдай ему пенсионную карточку, раз не кормишь, пусть купит еды. Асхат ответил, что отдаст ее «только в надлежащие руки».
Дети судятся с отцом
Вскоре Мартынова положили в больницу, а когда выписали, Асхат Шохом уже не хотел принимать старика. Банковскую карточку удалось забрать лишь при помощи полицейских.
- Нужно было оформить инвалидность, а для этого нужна была прописка. Вот я и забрала старика, - говорит Афанасьева. – Потом пошли суды с детьми Ивана. Они не давали отказную, и мы не могли определить Ивана в дом престарелых и оформить ему инвалидность.
В итоге Мартынов своего добился. После долгих переговоров пенсионера забрала первая супруга с детьми. Теперь по инвалидности ему выплачивают 71 тысячу тенге, а он сам стал себя чувствовать лучше.
- Ко мне относятся хорошо, ухаживают, кормят. Все-таки это моя родня, - кивает пенсионер.
Год условно
Был суд у Мартынова и с Асхатом Шохомом. В суде выяснилось, что Шохом пользовался деньгами Мартынова в течение двух месяцев.
- Моя карточка была у него. У нас была договоренность, но он ее нарушил. Однажды я попросил 10 тысяч тенге, но он мне отказал. На тот момент моя пенсия составляла 45 тысяч тенге. Наверняка часть денег он присваивал себе, а в последние 2-3 недели даже не кормил, - вздыхает Мартынов.
Асхат Шохом согласился выплатить пенсионеру ущерб в размере 24 тысяч тенге. Кроме того, его приговорили к полутора годам ограничения свободы. 6 марта областной суд отклонил апелляцию Шохома, решения суда оставили без изменений.
С тех пор Иван Мартынов больше не видел своего обидчика, а многие мартучане так и не могут понять: зачем Асхат приютил инвалида, а потом над ним издевался?
- Таких беспризорников в его доме много, - уточняет Валентина Афанасьева. – Для чего они ему нужны, я не знаю. Знаю одно: без копейки он никого держать не будет. К примеру, вместе с Мартыновым одно время жили детдомовские ребята. Он заставлял их много работать по хозяйству. Ребята даже построили ему баню. В общем, выгоду он свою имел. Живет ли кто-нибудь у Асхата сейчас – не знаю.
Актобе-Мартук-Актобе
Автор: