«Я поехал в Грузию на один день и остался на год»



Мади Раимов, писатель, руководитель ОО «Выбор молодых»

«У нас нет издательских домов, есть только типографии»

Вот говорят, что у российских писателей книги лучше. Вы посмотрите, сколько редакторов у них работают над одним изданием. Четыре-пять человек шлифуют книгу. В любом российском издании 30-40 процентов - это труд писателя, остальное работа редактора. У нас нет издательских домов, есть только типографии. И после собственного печального опыта понял, что не нужно издавать книжки в актюбинских типографиях. У них совковый подход.

В Казахстане сложно издать свою книгу. Я считаю, у нас нет меценатов. Играют роль личные связи. Я обращался к актюбинским спонсорам. Помогают часто те, от кого ты не ожидаешь. Откликнулась женщина, которая лично меня не знала, но все время читала мои посты в Интернете.

«Я считаю, что в Грузии надо побывать тем, у кого депрессия, жизненный перелом»

Конечно, в романе «Однажды в Грузии» есть определенный прототип моего героя. Мне просто легче передавать эмоции не через третье лицо, а через себя. На меня очень сильно повлияла книга Орхана Памука «Стамбул». Он свою биографию переплел через историю Стамбула. Я использовал тот же художественный прием с Грузией. Меня спрашивали, почему я не написал о родном крае? Разве казах не может поехать за границу? Почему-то все привыкли, что казахстанские писатели должны говорить в своих книгах только о жузе, батырах… Но кому интересно читать историю чужого рода?

По положительным и отрицательным отзывам я понял, что люди неравнодушны к моему роману. Две пожилые пары так вдохновились после прочтения книги, что отправились путешествовать в Грузию. Всего я планирую выпустить четыре части романа. И, конечно, читатели узнают, чем закончится долгожданная встреча героя с его возлюбленной.

Несколько лет назад я жил в Азербайджане. Оттуда поехал с другом на один день в Грузию и остался почти на год.

Я считаю, что в Грузии надо побывать тем, у кого депрессия, жизненный перелом. Я думал, нет никого ленивее казаха, но грузины еще ленивее. Ни газа, ни нефти. В шутку говорю, что у них воздухоперерабатывающий завод. Живут три миллиона человек, и приезжают шесть миллионов туристов. Богатство этой страны – люди, их доброта. Здесь нет криминала. По ночным улицам спокойно ходят женщины. Если вы заблудились в горах, к вам подъедет полицейский и отвезет, куда вам надо. В полицию звонят, чтобы вызвать услугу «Трезвый водитель». В советское время Грузия была очень криминальной страной. Девушки учились на дому, потому что было опасно выходить на улицу. Все изменилось с приходом президента Саакашвили. За десять лет он вырастил новое поколение.

У нас есть памятник Абат Байтак, его построили и забыли. В Грузии исторические памятники окружают мини-гостиницами, магазинами. Создают инфраструктуру, чтобы развивался туризм.

«У меня страсть к блошиным рынкам»

Я с собой всегда ношу блокнот. Слушаю людей и записываю. Когда приезжаю в чужую страну, не отдыхаю на море. Я больше гуляю по городам. Мне важно общение с людьми. В музеи тоже не хожу. Считаю это пустой тратой времени. Все самое интересное узнаешь от местных жителей.

Меня разочаровал Тадж Махал в Индии. Три дня ехать, чтобы увидеть два гроба. Также я пожалел, что съездил на египетские пирамиды. Половина Каира построено на этих пирамидах. Пятьсот лет они вытаскивали из них камни. И сейчас вы видите уже не те пирамиды.

Я коллекционирую монеты, ордена. У меня страсть к блошиным рынкам. Когда приезжаю в другую страну, ищу такой рынок. Однажды в Гоа я бродил по блошиному рынку и увидел старинный футлярчик для писем. Продавец сказал, что он стоит 50 рупий (250 тенге) и когда я повернулся к выходу, тот согласился сбавить цену. В итоге я купил его за 20 рупий. Антиквариат сделан из нефрита и его настоящая стоимость - 1700 долларов. В Актобе я продал его за тысячу долларов.

«Фэйсбук стал для меня «исповедью»

Иногда задумываешься: «Как получалось создавать шедевры у Ремарка или Хемингуэя? Только через страдания и боль.
Я начал писать за решеткой. Прятал свои листки, потому что за это могли дать срок. Передавал свое творчество через родственников, знакомых на волю. В моей жизни наступила черная полоса: развод, арест... После выхода из места заключения в душе остается тоска. И в этот момент человеку главное не сломаться. Фэйсбук стал для меня «исповедью. Я начал выкладывать короткие посты о жизни, отношениях мужчины и женщины. Многие мне говорили, зачем себя позорю, унижаюсь. Я не понимал, в чем позор… Хочешь – читай мою ленту, хочешь - не читай.

У меня есть в компьютере альбомчик с моей прозой. Иногда публикую какие-то отрывки на своей странице. Люди думают: раз я описываю кафешную обстановку, бокалы вина на столе, значит, пью каждый день. Так и пишут мне: «Перестаньте пить!». Каждый мой рассказ складывается из определенной атмосферы. Вот я вижу в кафе: сидят парень и девушка, играет музыка и воображение рисует, кто они, о чем говорят. Так появляется маленькая история.

Я не понимаю, когда говорят «блогер». Кто у нас блогер? В моем представлении это человек, который разбирается в определенной теме и говорит о ней. Нельзя быть экспертом во всем. А у нас знатоки - от цен на лекарства до галактики.

Дома огромная библиотека, около трех тысяч книг. До сих пор не воспринимаю электронные. Все страницы в моих книгах исчерчены карандашом. Я привык подчеркивать интересные мысли, когда читаю.

«Я стоял возле Гроба Господня, и в этот момент мне позвонил друг, чтобы поздравить с днем рожденья»

Написал свое мнение о хиджабах. Меня начали обвинять в комментариях в том, что я против ислама. Десять-пятнадцать лет никто не обращал внимания, что так ходят. Есть пословица: «Со своим уставом в чужой монастырь не лезь». Это же началось не с платков, сначала были брелки в виде полумесяца, потом другие вещи. Сегодня они уже что-то требуют, завтра с оружием будут стоять. Религия не дает размышлять. Эти люди потеряны для страны. Цель государства: борьба за души их детей. Нужно вести жесткую целенаправленную политику.

Мне говорили: зачем в книге о Грузии я пишу об Иерусалиме. Но почему об этом не рассказать? Из этой поездки я вернулся другим человеком. Действительно, как описываю в книге, стоял возле Гроба Господня, и в этот момент мне позвонил друг, чтобы поздравить. Мне исполнилось тридцать три года. Мой день рожденья, и я в священном Иерусалиме! Я верю, что в жизни ничего не происходит случайно.

Беседовала Елена Рышкина,
фото Лилии Беликовой




Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930