«Дикие подростковые бригады» в Актобе срастаются с общаком
Координаторы подростковых банд занялись рэкетом и крышеванием.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
- Впервые на паука (организатора поборов со школьников и студентов. – Р.Т.) мы вышли в 2009 году. До этого мы занимались рядовыми исполнителями, – говорит Серик Сагиев, автор и руководитель патриотического клуба «Беркут». – Мы заключили договор с одной из школ. Директор, на тот момент он только приступил к руководству, попросил нас о помощи. Ужасаемся тому, что видим. На территории школы командуют преступники. Откровенно командуют. Некоторые ученики курят, не выходя из класса, угрожают педагогам расправой. Бардак полнейший! Мы выставили свой блокпост, наши патрули и группы приблизили к району школы. Начали помогать детям, отсняли несколько видеоматериалов – избиения и вымогательства. А через время приходит группа родителей, говорят: «Мы испокон веков платим в общак. Лучше отдавать по 2 тысячи в месяц, чем бояться за ребенка». Но мы беспредел остановили. Детей приходилось сопровождать из школы домой.
Четыре судимости
Инспекторам «Беркута» поступали угрозы. Их останавливали на улице. Пугали оружием. А через время Серик Сагиев вышел на примечательную фигуру – своего первого паука.
- Он старше меня, четырежды судимый. Последний раз - за вовлечение детей в совершение особо тяжких преступлений. И вот он открыто приходит в школу, как родитель. Его пасынок - сын сожительницы - учится в этой школе. Вадим – старшеклассник, является смотрящим по району среди подростков. Родитель заявляется к директору и ставит ультиматум: «Либо ты отворачиваешься, как прежние директора, и убираешь из школы «Беркут», либо уголовники разберут твою школу по кирпичикам». Директор приходит ко мне. Решаем привлечь сотрудников полиции. Приводим родителя в отдел полиции.
Мать Вадима заваливает все инстанции жалобами. Обвиняет «Беркут» в том, что инспекторы преследуют ее сына. Вскоре, по решению Департамента по защите детей, создается комиссия. Вадим приходит на заседание.
- Я впервые видел, чтобы школьник так вел себя перед педагогами. Мне заявил: «Мент, готовься, ты уже не жилец». Учительнице, которая жаловалась, что Вадим уходит с уроков, он говорит: «Ты че, дура, совсем больная? Я пописать захотел». Другому учителю крикнул: «Эй, ты, урод, я у тебя буду разрешения спрашивать?». К моменту совещания нам было известно: мать Вадима привлекали из-за сына к административной ответственности. Вадим угрожал учителю расправой. А после суда этого педагога все-таки избили.
Тем не менее, комиссия признала, что «Беркут» действительно оказывает давление на Вадима.
- Нам пришлось оставить эту школу. Но мы продолжили собирать материалы. В 2012 году нас поддержала прокуратура. Вадима закрыли в сизо. От родителей школьников на него поступило около 10-и заявлений – массовые вымогательства. Этот паук-родитель резко рванул в Алматы. Суд дал Вадиму ограничение свободы. В итоге верхушку группировки мы блокировали, а низы сами стали распадаться.
В том же 2012 году «Беркуту», при поддержке и взаимодействии со спецподразделениями ДВД и работниками прокуратуры, удалось блокировать еще трех «пауков». С тех пор Серик Сагиев провел большую работу.
Что изменилось?
Серик Макаевич отмечает, что у современных подростков правовое сознание выше, чем у их сверстников в прежние годы.
- Они уже не терпят издевательств. Чаще обращаются за помощью – к нам и в полицию.
Но при этом у Сагиева изменилось мнение о силе и задачах пауков, ответственных за вымогательства и грабежи в подростковой среде.
- У меня видение было такое: общак - отдельно, подростковая преступность - отдельно. Основанием для мнения были встречи, на которых лица, чуть ли не державшие этот общак, уверяли, что с пауками вообще не имеют никаких отношений. Но, видимо, отношения изменились. Идет сращивание. Поступают сведения, что те же пауки пытаются взять под контроль некоторые кафе, крышуют шиномонтажки. Эти же пауки отправляют на задания не только подростков, но и более старшие поколения. Теперь представьте, какая сила будет у криминального мира, если они начнут на полную использовать молодежь! Направят 14-летних пацанов на какое-нибудь кафе. Они поразбивают стекла, сожгут это кафе. И что им будет? Просто похулиганили…
За 10 месяцев 2017 года подростками в области совершено на 64% больше преступлений, чем за весь 2016 год.
Две трети преступлений носят имущественный характер (в основном, кражи).
Более половины лиц их совершивших - дети из социально неблагополучных семей.
Две трети преступлений совершили жители сельских регионов либо приехавшие в областной центр на учебу или заработки.
По данным прокуратуры области
Автор: