Пилотный проект Верховного Суда – веление времени
В соответствии со статьей 76 Конституции Республики Казахстан, судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.
Вместе с тем, наряду с судебной формой защиты в Республике Казахстан могут применяться примирительные процедуры. При этом такие процедуры не подменяют правосудие и не нарушают конституционного права граждан на судебную защиту. Благодаря примирительным процедурам, стороны могут самостоятельно урегулировать конфликт на взаимоприемлемых условиях, что будет способствовать укреплению их репутации и сохранению партнерских отношений.
Инициатива по внедрению в национальное законодательство Республики Казахстан примирительных процедур была выдвинута на высшем политическом уровне и оформлена в виде поручения Правительству РК обеспечить разработку правовой базы, нацеленной на развитие института медиации, данного Президентом Республики Казахстан на V съезде судей 18 ноября 2009 года.
В процессе реформирования законодательства в Республики Казахстан 28 января 2011 года принят Закон «О медиации», регулирующий общественные отношения в сфере организации медиации в Республике Казахстан, принципы и процедуру ее проведения.
Дальнейшее развитие институты примирительных процедур получили с принятием 31 октября 2015 года Гражданского процессуального кодекса в новой редакции.
Законодатель уделил данному вопросу отдельную главу 17 Кодекса, регламентирующую процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел с применением примирительных процедур.
В частности, согласно части 2 статьи 174 ГПК в новой редакции стороны могут урегулировать спор в полном объеме взаимных требований либо в части, заключив мировое соглашение, соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации или соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры либо используя иные способы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, законодатель выделяет следующие формы примирительных процедур в гражданском процессе:
мировое соглашение;
соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации;
соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры.
Названные законодательные реформы дали мощный импульс развитию внесудебных форм урегулирования споров, в частности, медиации. Все больше гражданских дел прекращаются посредством заключения сторонами медиативного соглашения в судах Республики.
Отмечу, что суд города Актобе активно использует возможности институтов мирового соглашения, судебной медиации и партисипативных процедур.
Так, количество дел, оконченных с утверждением мирового соглашения, составило за 2016 год 409, с применением процедур медиации – 223, с применением партисипативных процедур – 16. То есть по всем этим делам судьи суда города Актобе привели стороны к мирному разрешению спора, предоставив им возможность избежать последующих длительных судебных разбирательств, сэкономить время и материальные расходы, сохранив между ними доброжелательные отношения.
В этой связи представляется весьма своевременным разработанный и утвержденный 26 января 2017 года Верховным Судом пилотный проект по внедрению обязательного досудебного урегулирования споров в порядке медиации по определенным категориям гражданских дел, который будет действовать с 1 февраля по 1 июля 2017 года с последующим выведением результатов и внесения предложений о целесообразности определения категорий дел, по которым обязательно досудебное урегулирование.
Целью проекта является внедрение в гражданское судопроизводство досудебного урегулирования отдельных категорий споров (конфликтов) в порядке медиации.
Задачи проекта:
расширение сферы применения примирительных процедур;
минимизация судебных расходов граждан;
выявление заинтересованности населения во внесудебном урегулировании спора.
Споры, которые охватываются проектом:
в интересах ребенка (об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения родителя с ребенком, об отобрании ребенка от других лиц, о взыскании алиментов на содержание совершеннолетних детей,
обучающихся в системе общего среднего, технического и профессионального, после среднего образования, в системе высшего образования по очной форме обучения (в возрасте до 21 года.);
трудовые, по которым не предусмотрено обязательное досудебное обращение в согласительную комиссию в порядке пункта 1 статьи 159 Трудового кодекса Республики Казахстан;
наследственные;
возникающие между соседями об определении границ земельного участка, о заливе квартир;
о выселении, по вопросам управления кондоминиумом;
о расторжении брака и разделе имущества;
по договорам займа;
страховые.
Участниками пилотного проекта являются:
специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних;
районные и приравненные к ним суды, рассматривающие гражданские дела;
специализированные межрайонные экономические суды;
медиаторы.
Суд города Актобе принимает активное участие в информационном сопровождении Пилотного проекта и изучении всех аспектов последующего законодательного внедрения досудебного урегулирования споров в порядке медиации по названным категориям гражданских дел.
Полагаем, что названный Пилотный проект послужит дополнительным стимулом активного применения внесудебных форм урегулирования споров физическими и юридическими лицами.
Председатель суда
города Актобе Данияр Сариев
города Актобе Данияр Сариев
Автор: