На железной дороге массово увольняют проводников
Группа проводников пожаловалась в редакцию. Их оставили без работы и требуют вернуть по 100-400 тысяч тенге.
Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
- Я работал проводником с 1988 года, - рассказывает Жарбол Тлеулиев. – Раньше за безбилетный провоз пассажиров нас не увольняли. В крайнем случае, могли вынести выговор. В 2014 году инспектор транспортного контроля попросил меня написать, что в вагоне от станции Устюрт до 5 разъезда ехали два зайца. У нас же все по-свойски. Ему нужно было выявить какие-то нарушения. Я согласился, написал объяснительную. Меня уволили, я по решению суда восстановился, мне выплатили компенсацию за вынужденный прогул.
Мой работодатель не успокоился и отправился вверх по инстанциям. Верховный суд вынес новое решение. Меня уволили с работы и заставляют вернуть компенсацию. Разве можно после такого верить судам? Даже если бы я провез двух зайцев, то это - не основание оставлять мою семью без куска хлеба.
Теперь 52-летний Жарбол Тлеулиев не может найти работу.
- В таком возрасте куда меня возьмут? – возмущается железнодорожник. – Как я доработаю до пенсии? Везде пишут, что в кризис нужно сохранять рабочие места. Акимат подписал с руководителями компаний меморандумы. А как же мы? На Актюбинском участке уволили четверых проводников, в Мангышлакском – 15 человек. Куда нам идти?
Руководитель регионального филиала по пассажирским перевозкам «Западный» АО «Пассажирские перевозки» Мурат Каналин утверждает, что массовых увольнений нет.
- 19 человек уволили не за один день, а с 2012 по 2015 годы, - рассказывает Мурат Каналин. – Мы устали бороться с безбилетниками выговорами и штрафами. На проводников это не действует.
Они получают около 100 тысяч тенге в месяц, сидят в тепле, их обеспечивают форменной одеждой. Тем не менее, обманывают свое же предприятие! Сейчас и так все меньше людей пользуется железнодорожным транспортом. Как приходит теплое время года, люди пересаживаются на автомашины.
Вот возьмем проводника общего вагона Махмутова. Он провез 77 безбилетников. Не за красивые же глазки! Вагон в целом рассчитан на 84 человека, представляете, какой перегруз? А если бы произошла авария и пострадали 2,5 тысячи пассажиров всего состава? Отвечал бы за них один человек - я.
Журналист «АТ» подняла решение суда по делу начальника поезда Махмутова и проводника злополучного общего вагона. Махмутов работал в поезде «Мангышлак - Атырау». Судья указывает, что в общем вагоне ехали 4 пассажира с билетами, а остальные 77 пассажиров – зайцами. «Перегруза вагона не было», - отметили в документе суда. А следовательно, аварии быть не могло.
Тем не менее, десятки железнодорожников теряют рабочие места. Когда мы брали интервью у руководителя филиала «Западный» АО «Пассажирские перевозки», юрист принес документы на увольнение еще четверых работников организации. Двое из них прятали от проверяющих в тамбуре по 11-15 безбилетников.
- Я думаю, что главная сложность для уволенных – вернуть суммы, выплаченные нами в счет компенсации за вынужденные прогулы, - продолжает Мурат Каналин. - Верховный суд вынес решения по проводникам, я должен их неукоснительно выполнять.
Журналист «АТ» подняла решения судов по проводникам. В них значится возврат сумм от 100 до более 400 тысяч тенге.
Редакция надеется, что транспортная прокуратура заинтересуется законностью массовых увольнений работников железной дороги и сможет ответить на вопрос: можно ли оставлять десятки опытных специалистов в кризис без работы и с большими долгами?
Автор: