Актобе может остаться без пресной воды и превратиться в пустыню
К таким катастрофическим последствиям способна привести разработка Жилянского месторождения. Профессор медицины в красках описал масштабность надвигающегося экологического коллапса.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Опрос, проведенный среди жителей Актобе, показал, что далеко не все горожане осознают масштабность угрозы, которую несет разработка Жилянского месторождения. По мнению некоторых из них, добыча калийных солей способна в худшем случае привести к отвалам NaCl в нескольких километрах от областного центра.
«Ну, будут горы с поваренной солью. А какой от нее вред? Мы эту соль и сами едим, да еще и в наших детсадах соляные шахты специально обустраивают, чтобы дети лечились» - схожее мнение, как выяснилось, весьма распространено.
Доктор медицинских наук, профессор ЗКГМУ Арыстан Мамырбаев развенчал эти мнения: ущерб экологии и здоровью актюбинцев будет непомерный. Беды можно избежать в одном случае: мы, горожане, запрещаем властям вести разработку месторождения.
Свести беду на половину можно лишь, потребовав от компании «Батыс Калий» применения всех современных систем очистки и защиты.
Воду пустить по кругу
- Когда задействуют этот рудник, добиться изменений будет крайне сложно, - говорит Арыстан Мамырбаев. – В первую очередь, на предприятии должна быть сформирована замкнутая водооборотная система. Представьте, на производстве потребляется энное количество воды, допустим, 10 тонн в сутки. Эта вода должна идти по технологическому циклу, а затем очищаться, потом снова вводиться в технологический цикл и снова очищаться. Вот это создает благоприятные условия для того, чтобы промышленных выбросов было меньше. У нас же действующие заводы, как правило, никакой замкнутой системы не имеют. Поэтому вся вода с остальными промышленными отходами выбрасывается в канализацию, в отстойники.
На месте провалов
Актюбинские геологи, как уже сообщала газета «АТ», опасаются, что добыча калийных солей приведет к образованию гигантских подземных пустот, что грозит обвалами. Профессор Мамырбаев объясняет, что образование шахтных стволов чревато еще и другими последствиями.
- В обязательном порядке на такой глубине на разных уровнях находится подземная вода. Если, скажем, идет проходка, то подземные воды будут изливаться в шахты, в призабойные пространства. И вода эта будет сама по себе приводить к размыванию соли. То есть воды, вобравшие в себя соль, начнут загрязнять основные водозаборные источники, в том числе Тамдинский водозабор. Таким образом, мы ставим под угрозу загрязнение подземных вод. А в Актобе обеспечение качественной питьевой водой - это вопрос номер один.
Воду отравят
По данным департамента экологии, ежегодно близ Актобе предприятие будет складировать более 2-х миллионов тонн отходов. Они также грозят уничтожением пресной воды.
- На обогатительном комбинате будут извлекать хлорид калия, сульфат калия или сложные смеси – калий-магниевую соль. Всё остальное, в том числе соли, будет идти в отвалы. Дождь, снег – куда всё пойдет с талыми водами? В реки - Каргалу, Жаман Каргалу, Актюбинское водохранилище. Еще надо учесть, что разрабатываемое месторождение находится на возвышенности, то есть соли в обязательном порядке будут стекать в русла рек. Реки и водохранилища будут насыщаться сульфатами, хлоридами. Но самое тяжелое - загрязнение подземных вод. Это приведет к тому, что Актобе, как Актау, лишится качественной питьевой воды. Встанет вопрос доставки ее из других регионов. Вода в нашем городе и сейчас по своему составу не такая, как 20 лет назад. Жесткость увеличена, микро- и макро- элементов стало больше.
По словам профессора Мамырбаева, лаборатории, которые действуют в области, в настоящее время не способны определить все загрязняющие воду и атмосферный воздух компоненты.
- Эти лаборатории имеют возможность определять только 5-6 элементов, - поясняет доктор медицинских наук. - Хотя реально перечень загрязняющих веществ в Актобе кратно выше: до 50 химических веществ. Просто материальная база не позволяет их определить.
Засосут и выбросят
Снизить губительное воздействие разработки Жилянского месторождения, если общество все-таки даст согласие на работу ГОКа, можно будет при качественной промышленной вентиляции.
- Воздух из шахт на предприятии будет засасываться специальным оборудованием. Если система промышленной вентиляции будет несовершенной, то в атмосферный воздух будут выбрасываться и пыль, и масса газов и других химических веществ, включая метан и бром. Пыль – очень сложного химического состава.
Убьет все живое
Образование отвалов с отходами сулит Актобе и пригороду будущее выжженных солью пустынь.
- Та солевая пыль, которая будет в отходах, начнет разноситься и на север, и на юг, и на восток, и на запад. Тем более что у нас 250 дней в году ветер задувает со скоростью 5-30 метров в секунду. Соль будет оседать и впитываться в почву. Почвы начнут засоляться. Это окажет губительное воздействие, возникнут солончаки, на которых не то что деревья, трава расти не будет! Под отвалы нужно готовить абсолютно герметичную площадку. Нужно строго следовать нормам. Вначале необходимо вырыть котлован, забетонировать соответствующим тампонажным цементом, поднять борта, обработать. Поверхность отвалов также должна обрабатываться, чтобы соль и другие отходы не разлетались.
Ударит по легким, желудку и коже
Арыстан Мамырбаев проанализировал данные по заболеваемости в регионах России и Беларуси, где уже многие годы ведется разработка калийных солей. Профессор пришел к выводу, что близость такого предприятия неминуемо приведет в Актобе к росту общесоматической патологии: прежде всего, к увеличению заболеваний бронхо-легочной системы и желудочно-кишечного тракта.
- Также в этих регионах отмечается рост аллергической заболеваемости, недугов со стороны кожи – дерматиты, экземы, язвы, нейродерматиты. Представьте себе: лето, человек потный, дунул ветер – села пыль на кожу. Сама соль будет раздражать, даже без учета других элементов. О росте онкологических заболеваний можно говорить опосредовано. Пыль будет подавлять иммунитет – гуморальный, клеточный. А раз иммунитет будет падать, то и онкологическая нозология может вырасти. Может сказаться и на генеративных функциях. Соль как таковая не обладает гонадотропным и другими действиями. Но там не чистая соль. Она техническая – неочищенная. Там кальций, кадмий, стронций, сурьма – все это может повлиять. Говорить, что какая-то производственная деятельность может быть безопасной – это идиотизм! Такого в природе не бывает!▲
Автор: