Не только символ года, но и доктор: как в Актобе развивают иппотерапию

Не только символ года, но и доктор: как в Актобе развивают иппотерапию

Грядущий 2026 год пройдет под знаком Огненной Лошади - животного страстного и целеустремленного. В Актобе уже сейчас «работают» свои, очень особенные лошади. Их стихия - не огонь, а тепло, терпение и особый ритм, который помогает ставить на ноги детей и взрослых с серьезными диагнозами. Почему лошадь здесь - не аттракцион, а часть лечебного процесса, и с какой стороны лучше к ним подходить, рассказал методист и ведущий инструктор центра Владимир Сажин.

Абай, Алтын Торе, и Граф. Методист актюбинского центра иппотерапии Владимир Сажин знакомит нас с четвероногими лекарями, которые, сами того не подозревая, выполняют очень важную миссию. Лошадки с любопытством тянут морды к ограждению, внимательно разглядывая гостей. Между ними деловито снует местный кот - полноправный обитатель ипподрома

Пятилетний Абай - самый молодой. Алтын Торе - тёмный, ему 15 лет. И Граф - 13-летний конь с характерным белым пятном на лбу. Из-за непогоды у них выдался выходной, они смирно стояли в деннике, но стоило выйти на улицу, как лошади оживились и сразу потянулись вперёд в поисках лакомств.

Дети часто угощают лошадей сахаром, который приносят с собой. У Графа, как выяснилось, есть свои предпочтения - он особенно любит яблоки. Также при любой возможности, совсем не по-графски, с удовольствием валяется на земле.

В среднем, каждая лошадь выпивает по два ведра воды в день. Спят они стоя и холодов не боятся: внутренняя температура тела у них выше человеческой.

В соседнем загоне находятся более молодые лошади. Специалисты наблюдают за ними и решают, какое направление им подойдёт дальше: спорт или другая работа. В среднем кони живут около 18 лет.

Абай, 5 лет. Белой масти. Любит покрасоваться. 

И хотя они не умеют говорить, по их взгляду, движениям и реакции легко понять, насколько это чуткие и разумные существа. Именно такие животные помогают детям сделать первый шаг к восстановлению и к более полноценной жизни.

«Иппотерапию невозможно заменить массажем»

Иппотерапия применяется при ряде заболеваний и нарушений, чаще всего - при ДЦП, расстройствах аутистического спектра и травмах опорно-двигательной системы.

Реабилитационный курс, как правило, длится около полутора месяцев, а необходимость повторного прохождения определяется диагнозом и медицинскими показаниями. К занятиям допускаются только специально подготовленные лошади и сертифицированные инструкторы-преподаватели. Об особенностях данной работы и о том, какие животные могут работать с людьми, нуждающимися в помощи, рассказывает Владимир Сажин,

- Раньше мы относились к клубу для людей с ограниченными возможностями, но у них не было собственной базы: ни конюшни, ни персонала, ни ипподрома. Позже нас закрепили за ДЮШС по национальным видам спорта. Переход произошёл в 2020 году, и с тех пор мы работаем здесь.

Официально это называется иппотерапия - лечение с помощью лошадей. Чтобы прийти сюда работать, необходимо образование: физкультурное, педагогическое или психологическое. Кроме того, нужно пройти спецкурсы для работы с особыми детьми. Каждый инструктор обязан получить сертификат. На сегодняшний день у нас четыре инструктора и коновод. Раньше штат был больше, но работа тяжёлая - инструктор весь день на ногах. С 9 утра до 6 вечера он, по сути, не принадлежит себе.

Иппотерапия применяется не только для детей, но и при различных заболеваниях: нарушениях опорно-двигательного аппарата, задержке психического и речевого развития, синдроме Дауна, расстройствах аутистического спектра, а также в реабилитации после ДТП. Люди постарше тоже могут посещать занятия - при наличии справки об инвалидности.

Гордость и краса загона, Граф. 13 лет.

Сначала ребёнку даётся заключение комиссии, после чего назначается курс иппотерапии. Заменить её массажем невозможно. Особенность в том, что лошадь - естественный, натуральный «массажёр». При любом раскладе около 70% мышц получают нагрузку. Походка лошади практически полностью повторяет походку человека: если завязать глаза, создаётся ощущение, что ты идёшь самостоятельно.

Лошадь совершает около 120 колебательных движений, и они передаются всаднику. Всё, что она даёт: позитив, прогрев костных тканей, нормализация давления. Формируется восстановительный цикл, который не могут заменить ни искусственный тренажёр, ни массажный кабинет. Массаж воздействует точечно - на руки или ноги, а здесь идёт полноценная нагрузка на всадника.

«Изменения видны после первого занятия»

Алтын Торе, 15-летний жеребец. Едва выйдя из загона, сразу захотел на манеж.

- Существуют чёткие нормативы. Для занятий при нарушениях опорно-двигательного аппарата отводится 30 минут. Для детей с расстройствами аутистического спектра - 20 минут, поскольку есть норматив усидчивости. Это официальный стандарт, и мы строго его соблюдаем.

Если превысить время, ребёнок может стать агрессивным: возникает перевозбуждение. Он и так гиперактивен, а здесь может произойти перегиб. Во время занятия лошадь очень тонко чувствует состояние ребёнка, особенно, если есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Поток детей у нас очень большой. Каждый ребёнок получает 12 бесплатных занятий - либо три раза в неделю, либо два раза. Курс длится месяц или полтора, после чего делается перерыв. В итоге занятия проходят либо один раз в год, либо два раза в год. Единственный нюанс, что в летний период мы уходим в отпуск, но в целом цикл работы не останавливается.

Динамика у детей есть. Родители замечают изменения уже после первого занятия. Единственная особенность - у детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата результат становится заметен не сразу. Обычно после трёх-четырёх занятий уже видны изменения. Это не наши слова - об этом говорят сами родители.

Полезно не только детям, но и взрослым

- Например, у нас был мужчина, которому по назначению врача рекомендовали иппотерапию. Он не разговаривал, плохо передвигался. Его привозили и увозили, из дома он практически не выходил. После курса состояние заметно улучшилось: сейчас он самостоятельно ходит на большие расстояния, у него восстановилась речь. Восстановились и физические функции, и работа мозга.

К нам приезжают не только из города. Есть дети из районов Актюбинской области, а также из Алматы, Актау, Атырау. Говорят, что у нас это направление более развито. Мы единственные в области, кто внедрил иппотерапию на государственном уровне. В основном, сейчас это частная практика, поэтому поток к нам достаточно большой.

Манеж мы специально поливаем, чтобы не было пыли. Рабочая зона - 60 на 40 метров. Этот манеж был построен в 2019 году специально для иппотерапии.

Аналогов в стране немного - в Астане и Усть-Каменогорске. Обучение мы проходили именно в Усть-Каменогорске. В итоге сейчас есть три ипподрома, которые соответствуют всем требованиям, и наш - один из них.

«Это не просто катание лошадях»

- Важно понимать: это не просто катание на лошадях. Здесь идёт прямой контакт с животным, без седла. Всадника отделяет только пелёнка, чтобы не было резкого запаха. Происходит непосредственный контакт тела с лошадью. Всё остальное - уже верховая езда, где основное напряжение идёт на руки и ноги.

У нас сейчас три лошади. Подобрать их непросто. Они должны соответствовать стандарту: рост около 150 сантиметров в холке, чтобы было удобно работать. Возраст - около пяти лет, поскольку молодые лошади имеют свой характер. При этом животное должно быть уже обученным и подготовленным, устойчивым к психологическим факторам: шумам, хлопкам, резким движениям и даже щипкам.

Существует, например, дельфинотерапия - метод тоже эффективный, но это дорогостоящая процедура.

Есть противопоказания

- Есть и противопоказания, при которых занятия невозможны. Например, заболевание «хрустального человека», когда кости отличаются крайней хрупкостью. Есть и подвиды синдрома Дауна, при которых имеются серьёзные отклонения по позвоночнику. В таких случаях обязательно требуется снимок, иначе можно только ухудшить состояние.

Когда родители приходят в первый раз, им часто кажется, что мы просто посадили ребёнка на лошадь и водим его по кругу. Говорят: «Вот уже второе занятие, а результата нет».

Лошади чутко воспринимают особенных детей. Фото из аккаунта в Инстаграм Владимира Сажина.

Но у нас есть утверждённый стандарт. Первые два-три занятия нужны, чтобы присмотреться, как ребёнок себя ведёт, как реагирует. Самое пугающее для многих детей - голова лошади, они её побаиваются. После нескольких занятий ребёнок привыкает, и только потом мы переходим к индивидуальным занятиям и составляем персональный план.

К слову, дети часто пугаются, когда лошадь меняется. Они привыкают к одной, если по обстоятельствам приходится заменить животное, может возникнуть даже паника. Родители спрашивают: «А где наша лошадь? Что случилось?».

Распорядок у лошадок

- У лошади тоже есть норматив. В день она может работать не более 4 часов, остальное время должна отдыхать. Наши три лошади работают, сменяя друг друга. Перегружать их нельзя. Они привыкают к этой специфике работы, к детям, к своему темпу, к повышенной чувствительности. Если такую лошадь потом перевести в другой вид спорта, она уже не сможет работать, потому что привыкла к другому режиму и задачам.

За лошадями, которые работают в иппотерапии, уход особенно сложный. У них строгий рацион: морковь, овёс, сено. Они должны быть хорошо упитаны, чтобы ребёнок мог, например, лежать на спине лошади во время занятий.

Мы долго подбирали лошадей. Если брать слишком возрастных - со временем появляются заболевания, и их приходится менять. Подбор занимает много времени. Не бывает так, что взял лошадь, и она сразу подошла. Сегодня всё идеально, а завтра она может показать характер.

Во-первых, лошадь к ребёнку с заболеваниями относится не так, как к обычному человеку. Она чувствует, кто перед ней, и относится с пониманием. Если взять, например, меня или вас, лошадь будет присматриваться. Человек садится, и она уже понимает:новичок или опытный. Может начать притормаживать, подёргивать, поворачивать голову, смотреть на реакцию. Неопытного человека чувствует сразу.

«Животное невозможно обмануть»

- Лошадь не любит, когда к ней подходят сзади. Подход и посадка всегда только с левой стороны, но никогда с правой.

Они не переносят фальшь. Когда снаружи сюсюкаются, а внутри есть агрессия, лошадь сразу чувствует. Животное невозможно обмануть. Если к ней относятся халатно или грубо, она может это показать.

Поэтому мы работаем в манеже и летом, и зимой. Здесь лошадь чувствует себя уверенно: нет посторонних шумов, птиц, резких раздражителей. Это идеальные условия и для ребёнка, и для животного. Лошадь привыкает к шуму насоса, спокойно реагирует на хлопки и звуки. На улице другая среда - дикая. Обоняние, слух, даже малейшие изменения ветра они чувствуют моментально.

В манеже для них рабочая атмосфера. Со временем лошадь сама знает, где остановиться, между ней и ребёнком наступает умиротворение. Лишний раз дёргать её уже не нужно.

«Это не хобби, а жизнь»

- В эту профессию я пришёл случайно. Раньше работал в другой сфере - был инспектором по охране труда. Сюда мы сначала просто приходили кататься. Параллельно шёл набор на обучение, я решил попробовать и остался. Ни разу не пожалел. Сначала это было хобби, а теперь - моя жизнь. Я горжусь тем, что работаю методистом, и хожу сюда, не как на работу.

Я прихожу сюда, чтобы помочь этим детям, дать им шанс. Ребёнок после заболевания, пройдя терапию, может потом пойти в спорт - мы даём толчок. Для детей с разными диагнозами открывается дорога дальше.

Для особенных детей групповая среда сначала кажется пугающей, но здесь им становится легче, начинается социализация. С ними раньше мало кто хотел работать, а мы взяли их в поток. Сейчас таких ребят много, и родители рады, что мы есть. У ребёнка уходит избыточная энергия, он перестаёт быть замкнутым, не «запирается» в одном углу.

Первый принцип моей работы, как методиста - работа с родителями. Нужно донести, что это не верховая езда. Бывают случаи, когда родители спрашивают: «Почему мой ребёнок ничего не делает, просто катается, а у других упражнения?» С того момента, как вы привели ребёнка, я за него здесь отвечаю. Раньше люди боялись иппотерапии, а я им говорил: «Вы теряете шанс дать ребёнку возможность развиваться. Он замыкается в себе, уходит в одиночество».

Автор - Рустам Тулекешев
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа