Майор ДЧС присвоил командировочные и премии пожарных в Актобе

Майор ДЧС присвоил командировочные и премии пожарных в Актобе

Офицер требовал вернуть перечисленные на счета сотрудников деньги под предлогом встречи комиссии из Астаны и проведения ремонта в здании ведомства. Теперь, помимо лишения звания, он должен выплатить государству почти 13 млн тенге.

Суд № 2 города Актобе вынес приговор по уголовному делу о мошенничестве в отношении начальника отдела кадровой и воспитательной работы ДЧС Ильяса Мангубасова. Так, майор гражданской защиты признан виновным в хищении денежных средств путём обмана и злоупотребления доверием, с использованием служебного положения, неоднократно и в отношении нескольких лиц.

В чем заключалась схема

Как установил суд, в декабре 2024 года подсудимый, занимая руководящую должность и имея специальное звание майора гражданской защиты, узнал о наличии экономии по командировочным расходам учреждения. Используя своё служебное положение и доверительные отношения с руководством, он инициировал оформление командировки по районам Актюбинской области — в Хромтауский, Айтекебийский, Иргизский, Шалкарский, Мугалжарский, Алгинский, Темирский и Байганинский районы.

Был подготовлен и подписан соответствующий рапорт, а затем — приказ о командировании трёх сотрудников на семь суток. На основании этого документа бухгалтерия перечислила командировочные расходы — по 95 992 тенге каждому, всего почти 288 тысяч тенге. При этом, как позже установило следствие и подтвердил суд, фактически в командировку никто не выезжал.

После поступления денег подсудимый сообщил подчинённым, что командировка якобы отменена, и предложил вернуть полученные средства «через него». Не подозревая о преступных намерениях, сотрудники перевели деньги на его банковскую карту. В дальнейшем были оформлены авансовые отчёты, создававшие видимость законного расходования средств. Таким образом, государственному учреждению был причинён материальный ущерб.

История с премиями

На этом эпизоды не закончились. В том же декабре 2024 года в учреждение поступил приказ министра по чрезвычайным ситуациям о премировании сотрудников по итогам года. Подсудимому было поручено организовать исполнение документа на месте.

Он подготовил представление о премировании 25 сотрудников, включая себя, после чего был издан соответствующий приказ. Каждому из работников была начислена премия в размере 160 тысяч тенге.

Далее, как установил суд, руководитель кадрового подразделения обратился к ряду сотрудников с просьбой вернуть полученные премии полностью либо частично. Деньги, по его словам, требовались для «покрытия расходов», связанных с приездом комиссии из министерства. Людей убеждали, что сбор средств осуществляется от имени руководства и в интересах учреждения.

В результате на банковские счета и наличными подсудимому было передано в общей сложности 1 185 000 тенге.

Позиция подсудимого и свидетелей

В суде подсудимый вину признал. Он подтвердил, что получал деньги за командировки, не выезжая в районы, а также собирал средства с премий. При этом утверждал, что все полученные суммы были направлены на оплату работы бухгалтеров, и чтобы достойно встретить руководство МЧС. По его словам, чтобы «не было стыдно» перед начальством, провели ремонт в кабинетах, закупили шторы, цветы и горшки.

Суд указал, что последующее распоряжение похищенными средствами, даже под предлогом нужд организации, не исключает состава преступления.

Часть потерпевших и свидетелей в суде заявляли, что передавали деньги добровольно, соблюдая традиции «пожарного братства» и не считают себя обманутыми. Однако суд подчеркнул: ключевым является сам факт изъятия средств путём злоупотребления служебным положением и введения в заблуждение, а не субъективное отношение отдельных лиц к произошедшему.

Что решил суд

Проанализировав доказательства, Фемида пришла к выводу, что вина подсудимого полностью доказана. Его действия квалифицированы, как мошенничество, совершённое лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, с использованием служебного положения, неоднократно и в отношении двух и более лиц.

В качестве смягчающих обстоятельств были учтены признание вины, раскаяние, явку с повинной, наличие малолетних детей и возмещение ущерба. Отягчающим обстоятельством признано нарушение присяги.

Суд назначил наказание в виде штрафа в десятикратном размере похищенного имущества – 14 729 760 тенге, с учётом зачёта времени, проведённого под домашним арестом, окончательная сумма к уплате составила 12 708 712 тенге. Кроме того, осуждённый пожизненно лишён права занимать должности на государственной службе и в квазигосударственном секторе, а также лишён специального звания «майор гражданской защиты».

Также с него взыскан обязательный платёж в Фонд компенсации потерпевшим. Мера пресечения в виде домашнего ареста заменена на подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу. 

Фото сгенерировано ИИ

Автор - Артур Сайын
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа