В Актобе учительница и бывший сотрудник органов организовали аферу на сотню миллионов

Городской суд №2 поставил точку в деле о фиктивной компании, которую организовали, казалось бы, самые безобидные актюбинцы: пенсионер-юрист, служивший в правоохранительных органах, и учительница математики. Вместе они построили «бизнес», обещавший вкладчикам баснословные деньги на электросамокатах. За 9 месяцев в проект вложились десятки актюбинцев, а общий ущерб составил почти 197,5 млн тенге.
Следствие установило, что Жоламан И. и Нургуль Б. создали собственную «команду» компании «Harmony Rider Technology», которая работала в Актобе с марта по декабрь 2024 года.
Мужчина, бывший юрист на пенсии, выступал в качестве организатора, а учительница математики стала публичным спикером - проводила презентации, объясняла людям, как «инвестировать», убеждала в надежности и легальности схемы.
На деле же это была классическая пирамида: вложения одних участников шли на выплаты другим, а сама «компания» не имела никакого отношения ни к производству самокатов, ни к прокату техники в Европе.
Выяснилось, что вместе с неустановленными кураторами, пара вовлекла людей в незаконную схему, собрав с них 197,5 млн тенге. Ущерб потерпевших составил 29,4 млн тенге.
Империя на колесах
Пирамида называлась «HRT» и представлялась американской фирмой из Колорадо. Вкладчики покупали в приложении виртуальные самокаты, с которых, по заверениям организаторов, шла ежедневная прибыль. Никаких реальных поставок оборудования, разумеется, не было: цифры рисовал внутренний сервер.
Система выглядела убедительно: несколько «ступеней инвестиций», обещанные ежедневные начисления, активная работа реферальной программы. Первые выплаты действительно поступали, но только за счет новых вкладчиков. Как только приток людей иссяк, в декабре 2024 года, схема рухнула, как и положено пирамидам.
«Магазин впечатлений»
Люди шли в HRT, как в магазин готовых решений: здесь регистрировали, помогали поставить приложение, убеждали, что все законно.
Организатор Жоламан, следуя инструкциям куратора по имени «Иван», украсил офис баннерами, атрибутикой и двумя настоящими электросамокатами - исключительно для антуража. Здесь ежедневно проходили презентации, семинары, мини-вечеринки, розыгрыши призов. На встречи собирались по сто, иногда по семьсот человек.
Чтобы создать эффект благополучия, выделялись деньги на благотворительность: участники дарили телевизор детдому, устраивали корпоративы в караоке-барах.
Иногда за образ «успешной компании» платили буквально: по показаниям свидетелей, некоторым давали по 10 долларов просто за то, что они пару раз прокатятся на самокате перед офисом.
В декабре, когда схема уже трещала по швам, для публики устроили грандиозный розыгрыш двух китайских автомобилей в ресторане «Алтын Сарай». Машины купили на деньги тех же вкладчиков, оформили на подставных, а позже автомобили изъяли.
Многие потерпевшие признавались: вкладывали даже кредитные деньги, рассчитывая «отбить» их за полтора месяца.
«В чате было 17 тысяч участников, в офисе встречали знакомых, все получали первые выплаты - кто тогда думал, что это пирамида», - рассказывали они.
«Мы думали, что это законно»
По словам потерпевших, первыми о крахе заговорили сами пользователи: в конце декабря один парень писал в чатах, что «нас дурят, хватит регистрироваться». Админы молчали, но потом объявили новую «проверку» - якобы другая компания заподозрила HRT в мошенничестве, и для «верификации» нужно вложить ещё по $100.
Через день появилось новое сообщение: директор HRT «украл деньги и сбежал». Администраторы обещали вернуть вложенное, вскоре удалили чат и исчезли сами.
Оба подсудимых утверждали, что считали HRT настоящим инвестиционным проектом. Мужчина говорил, что «просто помогал людям выводить деньги». Он объяснял, что познакомился с «Иваном» в сети, увидел у него «рабочую схему», получил первые выплаты и поверил в легальность платформы.
К слову, в судебных материалах указано, что в самом начале проекта куратор однажды спросил у Жоламана, что он будет делать на выходных. Тот ответил: «Пойду на день рождения к Нургуль». «Иван», не моргнув, отправил 100 долларов, дескать, купи торт от компании. Жоламан купил торт за 25 тысяч тенге, принёс на праздник, торжественно объявил: «Это от HRT».
Так Нургуль впервые услышала о проекте и тоже загорелась идеей.
На суде учительница математики уверяла, что специально проверяла проект и не нашла признаков пирамиды. По ее словам, она лишь проводила презентации и помогала людям регистрироваться и выводить средства.
Впрочем, материалы дела красноречивее любых объяснений. Суд установил, что женщина была активным спикером, собиравшим людей и убеждавшим их инвестировать. У нее дома нашли гору агитационных материалов: блокноты, наклейки, графики доходов, презентации.
А Жоламан же фактически руководил местным отделением HRT и выполнял указания «Ивана».
Приговор
Суд установил, что HRT - классическая финансовая пирамида, где выплаты шли исключительно за счёт новых участников, а никакого реального бизнеса не существовало.
Жоламан И. получил 6 лет лишения свободы, конфискацию имущества и семилетний запрет на руководящие должности.
Его напарница Нургуль Б. - 5 лет лишения свободы, также с конфискацией и запретом на руководящие посты. Суд обязал их возместить ущерб потерпевшим.
Оба будут отбывать наказание в учреждении минимальной безопасности. Приговор может быть обжалован.