На километровые пробки и хаос на границе пожаловались актюбинские водители

На казахстанско-российской границе в районе автомобильного пропускного пункта «Жайсан» случился настоящий транспортный коллапс. Уже несколько дней водители фур жалуются на новую электронную систему очередей, дорожный ремонт и отсутствие базовой инфраструктуры. В результат дальнобойщики сутками стоят на границе в многокилометровых очередях и бурно ссорятся.
Сообщения о заторах на КПП «Жайсан» начали появляться в соцсетях в конце мая. Видео с места событий собирают сотни гневных комментариев:
«Сколько можно издеваться над людьми?»
«Нигде нет таких таможен, как между Россией и Казахстаном»
«Уберите эту электронную систему, раньше ведь ездили нормально!»
От посёлка Вознесеновка в сторону КПП тянется 10-километровая пробка из фур. Водители по несколько суток живут в тесных кабинах без сна, еды и понимания, когда наконец смогут пересечь границу. Обстановка накаляется - начинаются ссоры, в некоторых случаях доходит до потасовок.

В очереди вспыхивают конфликты (скриншот из социальных сетей).
«Я со вчерашнего дня здесь. Приехал в три часа дня и до сих пор стою. У меня бронь в системе скоро сгорит. Люди объезжают друг друга, перекрывают проезд, ругаются. Мы живём в фурах. Кто-то теряет очередь, кто-то - терпение», - рассказал грузоперевозчик Михаил Хегай.
Электронная очередь и ремонт дороги
С 19 мая на «Жайсане» в пилотном режиме была внедрена электронная очередь CarGoRuqsat. За 1 МРП (3932 тенге) водитель бронирует талон на конкретное время въезда. Но пробки и дорожные работы мешают вовремя добраться до КПП - талон «сгорает». На месте отсутствует элементарная инфраструктура: нет ни туалетов, ни навесов, ни зон ожидания. Водители справедливо спрашивают: «За что тогда платим?»
Параллельно на трассе А-24 «Актобе - Мартук - граница РФ» идёт средний ремонт: на участках 54-84 км и 95-99 км. Движение регулируют временные светофоры и шлагбаумы, что дополнительно снижает пропускную способность. На российской стороне, на КПП «Сагарчин», открыты только две полосы, в то время как на «Жайсане» - четыре. Этот дисбаланс провоцирует заторы именно на казахстанской стороне.
В АО «НК «КазАвтоЖол» утверждают, что ремонт не мешает движению:
«С момента начала работ (13 дней) случаев скопления транспорта не зафиксировано. Движение по трассе и объездному пути на км 96-98 осуществляется в штатном режиме. Таким образом, текущие дорожные работы не являются причиной образования заторов или скоплений на границе».
В Комитете государственных доходов Министерства финансов РК считают, что виновата не инновационная система CarGoRuqsat, которая работает эффективно, а дорожные работы, начавшиеся 13 мая.
«На данный момент основной причиной скопления являются дорожные работы на участке республиканской трассы «Самара - Шымкент» перед пунктом пропуска «Жайсан». В рамках ремонта движение транспорта ограничено с применением временного светофора и строительного шлагбаума, что снижает пропускную способность», - пояснил руководитель отдела экспортного контроля ДГД Актюбинской области Амиржан Мухамедьяров. По его словам, завершить ремонт планируется в начале июля.
Вопрос заторов находится на особом контроле - об этом сообщили и в Антикоррупционном агентстве.
Заместитель директора палаты предпринимателей Актюбинской области Руслан Куйшинов подтвердил, что проблема носит системный характер:
«С 19 мая внедрена электронная очередь CarGoRuqsat. Инициатива призвана упростить пересечение границы для грузоперевозчиков, но на деле вышло наоборот. К нам поступило порядка 300 обращений за несколько недель. Предприниматели сталкиваются с хаосом вместо обещанной цифровизации».

По словам Руслана Куйшинова, несмотря на регистрацию в системе, водители фур простаивают в «живой» очереди рядом с легковыми авто, которые в CarGoRuqsat не участвуют.
В связи с этим, Палата предпринимателей предложила приостановить работу CarGoRuqsat до завершения дорожного ремонта, провести технический аудит системы, разделить потоки зарегистрированного и незарегистрированного транспорта, отдельно организовать въезд для легковых и грузовых авто.
Также палата рекомендовала акимату Мартукского района и ДГД области создать накопительную стоянку, а АО «НК «КазАвтоЖол» - наладить взаимодействие с дорожной полицией, информировать водителей и согласовать схему проезда.
Автор: Рустам Тулекешев