«Товарищ Габасов – партизан суровый, о том в округе каждый фашист знал»

Лутфи Габасов с другом

Лутфи Габасов (слева) с боевым товарищем.

Бил врага мой прадед - командир партизанского отряда под Ленинградом. Спасал женщин из лагерей, отбивал обозы с провиантом у противника, останавливал эшелоны с советскими гражданами, увозимыми в рабство. Перед началом войны попал под репрессии. А после Победы советская власть репрессировать пыталась и память о нем.

Прадед мой, Габасов Лутфи, роста был невысокого и крутой нрав имел. «Человеком не только смелым, но и резким, вспыльчивым» - таким командира партизанского отряда вспоминали друзья и соратники в своих мемуарах. И даже простое перечисление подвигов из наградного листа подтверждает: тов. Габасов - «дядька суровый».

«Командуя партизанским отрядом в 250 человек, уничтожил 4 танка, 9 автомашин с боеприпасами противника, идущих к Ленинградскому фронту, пустил под откос 4 вражеских эшелона с боеприпасами и имуществом. В январе 1944 года лично взорвал автомашину и танк, захватил знамя танкового полка, отбил у противника 285 коров и два обоза с хлебом, который раздал крестьянам. Остановил один эшелон с населением, угоняемым немцами в рабство. Лично сам уничтожил 28 гитлеровцев».

От соленых озер в Приморье

Погиб прадед при загадочных обстоятельствах в1945-ом. Уже после войны. Его дочь, моя бабушка, была тогда маленькой. Да и умер он совсем молодым - в 38 лет. Потому восстанавливать историю жизни командира приходится, основываясь на письменных источниках.

Как и полагается татарскому парню из Илецка, Лутфи взращен на арбузах, откормлен пирогами и закален водами соленых озер. В ряды Красной Армии вступил в тридцатом. Годом позже отправлен в Таджикистан, тогда на советскую территорию с большим отрядом моджахедов вторгается легендарный Ибрагим-бек, прозванный Наполеоном Азин.

Лутфи Габасов с друзьями в 1928 году

С друзьями в 1928 году.

В 1936-ом Лутфи Габасов служит в Приморском крае. Погода в тех краях – тайфуны да ураганы. Тучи сгущаются и над всем Союзом: Большой террор грядет. Противостояние маршалу Ворошилову оборачивается поражением Тухачевского и началом чистки в Рабоче-крестьянской Красной армии. Под жернова репрессий попадает около 30 000 офицеров. Среди них и Габасов. В моей семье полагают, что свободу прадед получил незадолго до начала войны.

На Ленинградский фронт отправлен в 1943-ем. Десантирован самолетом на оккупированную территорию к партизанам. Блокада Ленинграда уже прорвана, налажены поставки продовольствия, но осада еще продолжается. Немцами захвачены окрестные селения: многие деревни выжжены дотла. Местных жителей эшелонами угоняют в Германию. Оставшихся заставляют служить новоявленным немецким «помещикам» или концентрируют в лагерях.

«Папа-крестный»

Из одного такого лагеря к партизанам 5-ой бригады Ленфронта бежит учительница Зоя Алексеева.

«В расположение одного из крупных аэродромов в Лужском районе немцы согнали сотни учительниц и медичек, - рассказывает в своих мемуарах «На земле опаленной» Михаил Абрамов, журналист и партизан. - Создали лагерь рабынь, поселив их в наскоро сколоченных бараках. С рассвета и до позднего вечера они, подгоняемые надсмотрщиками, до изнеможения работали на аэродроме, на строительстве укреплений. Возглавлял этот лагерь онемечившийся русский предатель из белоэмигрантов, прозванный лагерниками «папа-крестный». Бил он наших женщин и девушек нещадно. Ударит наотмашь в ухо, - из другого кровь брызнет. Вот от него и бежала в числе прочих Зоя Алексеева».

В сентябре 43-го инструктор политотдела Пятой партизанской бригады Лутфи Габасов через агентурную сеть узнает, что к коменданту лагеря, «папе-крестному», едет молодой родственник - офицер немецкой армии. В назначенный день и час они должны встретиться на дороге Луга - Люблино. Здесь товарищ Габасов с небольшой группой партизан н устроил несколько засад.

Встреча состоялась в пяти метрах от засады, которую возглавлял мой прадед. Комендант и его родственник ликвидированы. «Гитлеровцы находились в замешательстве. Многие заключенные, воспользовавшись моментом, разбежались. Часть их пришла в отряды Пятой бригады», - вспоминает Абрамов в своей книге.

Лутфи Габасов с будущей женой

С будущей женой Зарифой Абдюшевой в 1929 году.

Все - в партизаны!

Бегут к партизанам и власовцы - солдаты Русской освободительной армии - из немецких гарнизонов. К октябрю 43-го в подразделениях Пятой бригады служат представители 26 национальностей: вместе с русскими, белорусами, украинцами, казахами, латышами, эстонцами, татарами и осетинами сражались поляки, чехи, словаки, французы. Множится число бойцов, крепнет боевой дух - партизаны занимают несколько деревень. А в ночь на 10 октября совершают налет на совхоз «Толчино», превращенный немцами в подобие помещичьего имения.

«В этом молниеносном бою опять отличился Лутфи Габасов. Он взорвал мост и сельхозмашины гитлеровских рабовладельцев, - пишет Абрамов. - При разгроме «Толчина» партизаны уничтожили управляющего имением и более 60 немецких солдат. Награбленные фашистами 88 голов скота и 53 тонны муки были розданы населению. В бригаду и полки доставили 28 лошадей, 40 мешков муки, табак, пулеметы, винтовки, автоматы, патроны».

«Брешет, собака!»

В декабре 43-го лишился своего поста глава немецкой комендатуры в Сольцах Виклер - не управился с восставшим народом. Назначили нового - горлодера. Созвал он всех волостных старшин: «Передайте через женщин партизанам, чтобы они не вредили немцам, не жгли мостов, не разрушали железной дороги, дали бы возможность нам и вам спокойно уйти из района». Угрожал расстрелами и пожарами.

Благодаря стараниям Лутфи Габасова, как пишет Абрамов, больше половины старшин, вызванных немецким начальником, активно сотрудничали с партизанами.

«Лутфи Сибгатович Габасов был человеком не только смелым, но и резким, вспыльчивым. Узнав о «тронной речи» нового коменданта, Габасов вскочил, хлопнул ладонью по столу и своей татарской скороговоркой зачастил: «И что брешет, собака! И что этот дурак понимает в наших делах! И за кого он, пень, считает наших советских женщин? Дурак, дурак, кругом кровавый дурак! Мы ему покажем, где раки зимуют!» И надо сказать, показали».

Угоняли в рабство

Спокойно немцы уходить не собирались. Экономика третьего рейха трещала по швам. Немецкая промышленность позарез нуждалась в рабской силе. Потому в Германию старались угнать как можно больше людей.

В ответ на призывы и угрозы немецкого коменданта партизаны эвакуировали население девяти деревень, расположенных по шоссе и вблизи железной дороги.

«Глубокое, Дуброво, Болтово, Щепуха, Ретно - всего 236 хозяйств - эвакуировано в лес с хлебом, имуществом и скотом, - перечисляет Абрамов. - А захваченные немцами люди бегут десятками со сборных пунктов, в частности из деревни Блудово. Оставшиеся в Блудовском лагере советские граждане 10 декабря были погружены немцами в вагоны и отправлены на станцию Дно. Однако между станциями Дно и Порхов этот поезд был задержан партизанами. Люди освобождены».

Позже бойцам Пятой бригады на 4 дня (с 12 по 15 декабря) удалось прервать движение составов по железной дороге Сольцы - Уторгош.

«Подарок» немцам на Новый год

В эти дни мой прадед уже возглавлял Солецкую чрезвычайную тройку. «Выбор на Габасова пал не случайно, - объясняет в своих воспоминаниях Абрамов. - Солецкий район больше всех был насыщен немцами и карателями. Для тройки тут требовался военный руководитель. Он умело сочетал боевую работу, разведку с хозяйственной деятельностью - строительством и благоустройством лесных лагерей, заготовкой продовольствия и одежды для партизан».

Устраивал Лутфи Габасов поводы для веселья, поднимающего дух и вселяющего надежду на скорую победу. 31 декабря 43-го вызвал прадед разведчиков Панова и Котова. Да отправил на задание - установить на центральной улице в Сольцах, занятых немецкой комендатурой, красный флаг. Попотеть разведчикам пришлось изрядно. Укрылись они в домишке у Тони - хорошей и верной знакомой Панова. От захаживающих фрицев Тоня прятала партизан трижды – вначале в подвале, потом на разогретой печи в тулупах, а затем и под кроватью. Да каждый раз немцев подпаивала. Лишь в полночь удалось выбраться партизанам на центральную улицу. Красный флаг установили на крыше одного из разрушенных зданий.

«Пришли мы в тройку и доложили товарищу Габасову о выполнении задания. Он нас обо всем подробно расспрашивал и спасибо сказал, - вспоминал потом комсомолец Панов. - А за что спасибо? Задание оказалось не из трудных. Правда, хлопотное…»

Лутфи Габасов с супругой и другом

Декабрь 1944-го

Еще одна победа

День ото дня росла «партизанская республика». К январю 44-го в Пятой бригаде уже 6 000 бойцов. В каждой деревне вспыхивают восстания против фашистских захватчиков. Стремительно наступают войска Ленинградского и Волховского фронта. Бежит немец.

27 января Ленинград освобожден от вражеской блокады. Силы противника, ведшие артобстрел города, уничтожены.

20 февраля к деревне, где располагался штаб Пятой бригады, подошли регулярные части Красной Армии. Командование отдает приказ: вывести Пятую бригаду в Ленинград в полном составе.

6 марта 1944-го партизанские отряды чеканят шаг по улицам и площадям Ленинграда, по Садовой и Марсову полю.

Пятая бригада в 1944 году

Пятая бригада 6 марта 1944-го марширует по улицам Ленинграда.

Наградили перед смертью

В марте Лутфи Габасов отозван из рядов действующей армии. Возглавил военный отдел Лужского горкома.

За время войны прадед получил лишь два легких ранения. Только в 1945-ом впервые представлен к награде. «Заслуживает ордена Красного Знамени», - указывается в наградном листе. Характером дерзкий, из репрессированных. За 15 лет службы дорос лишь до капитана. А «Красным Знаменем» - первым советским орденом - удостаивали преимущественно тех, что званием выше. Нашли компромисс: наградили орденом Отечественной войны II степени.

Осенью 45-го прадед погиб. Его детям - сыну Дамиру и дочери Римме - подробные обстоятельства смерти известны, видимо, не были. Рассказывали, как он возвращался с совещания в Лужском горкоме. С товарищами подошел к железнодорожным путям. И внезапно оказался под колесами поезда. Несчастный случай или убийство?..

В недавно обнаруженной мною литературе сообщается однозначно: Лутфи Габасов убит бывшим полицаем немецкой комендатуры в Сольцах. Той самой, где командовал упомянутый немецкий «горлодер».

Репрессированная память

Похоронили прадеда в Луге. Личные вещи - шашку, ракетницу - жена его Зарифа Абдюшева передала в дар Музею обороны Ленинграда. Вещи эти, вероятнее всего, утрачены. Музей, открытый в октябре 45-го, обрел небывалую популярность: он стал вторым по посещению после Эрмитажа. Снискал он и восторженные отклики посетителей - Дуайт Эйзенхауэр назвал музей «наиболее замечательной военной выставкой из всех им виденных».

Лутфи Габасов с женой Зарифой

С женой Зарифой и сыном.

Но к 49-му набирает обороты так называемое «Ленинградское дело», под суд отданы десятки партийных начальников. Пострадали от репрессий и многие друзья Лутфи Габасова. 26 человек расстреляны. Сотни семей подверглись репрессиям.

«Открыли огонь», как пишет профессор университета Ричмонда Дэвид Бранденбергер, и по Музею обороны Ленинграда.

«Свили антипартийное гнездо! Создали миф об особой, «блокадной» судьбе Ленинграда! Принизили роль великого Сталина!» - приводит исследователь выкрики Георгия Маленкова, посетившего музей.

Позже были добавлены другие, как пишет профессор, более абсурдные обвинения: что музейные работники «готовили на случай приезда великого Сталина террористический акт: орудия в экспозициях заряжены, мины, гранаты не разряжены!»

Все сотрудники, создававшие музей, уволены. В 49-ом музей закрыли временно, а в 52 - окончательно, Часть экспозиции уничтожили.

P.S. Не все архивы еще изучены, не все мемуары прочитаны. Новые страницы жизни моего прадеда Лутфи Габасова, видимо, предстоит открыть в будущем.

Наградной лист Лутфия Габасова



Автор: Ренат Таипов

Похожие новости
Календарь новостей
«    Май 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031