«Многим сегодняшним курсантам не хватает глубины знаний»
Первая кузница кадров, которая готовила летчиков с высшим образованием. Полковник Мухтар Нурмухамедов вспоминает мощное государство под названием АВЛУГА.
Елена РЫШКИНА
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Когда-то летное училище исполнило мечту Мухтара Кайратовича – он поднялся в небо.
- В первый раз поднимаешься в воздух, неповторимое чувство, - вспоминает начальник кафедры тактики военного института сил СВО (сил воздушной обороны) Мухтар Нурмухамедов. - Гордость за себя, что ты осуществил свою мечту. Перед полетами мы должны были обязательно два раза прыгнуть с парашютами. Вот перед прыжком страшно, а за штурвалом - нет.
Это был пятый выпуск АВЛУГИ. После окончания училища семьдесят пять выпускников распределяли по всему Советскому Союзу. Как говорит полковник, раньше училище состояло из одного корпуса. Курсанты своими руками строили общежитие и учебно-лабораторное отделение.
- Мы поддерживали чистоту на проспекте Молдагуловой - от нашего училища до моста. В восьмидесятых годах была продовольственная программа. Где мы только не работали. На Опытной станции собирали картошку, на мясокомбинатах загружали продукты для Лениграда и Москвы. Трудились на гормолзаводе и кондитерской фабрике. Когда только поступил, сразу отправили в Иргизский район, где мы заготавливали сено. Вот так зарабатывали деньги и училищу, и себе. По тем временам сто двадцать рублей считались для курсанта очень большими деньгами. При том, нас обували, одевали, кормили за счет государства, еще выплачивали стипендию. Простая стипендия составляла двенадцать рублей, кто сдавал без троек – тринадцать с лишним, отличники получали пятнадцать рублей. У курсантов было трехразовое питание и две формы одежды.
Огромный автопарк, несколько аэродромов, в Хлебодаровке было более ста самолетов Як-18 и около четырех десятков Як-40.
- Первый раз на Як-40 вылетел в Одессе, - продолжает Мухтар Кайратович. - Представьте, нас отправляют в Украину, там летаем неделю. Возвращаемся, экипаж меняют. Потом летим в Самарканд и обратно. Через неделю - в Киров. Прежде чем нас посадить в реальный самолет, мы проходили тренировки на тренажерах. Сейчас проблема в том, что в программе обучения нет положенных часов налета. Мы выпускались и сразу начинали выполнять полеты по своей основной работе. Педагогическая база была очень мощной. Преподаватели - большинство выпускников Киевского института гражданской авиации. Во всех ближайших домах жили преподаватели и летный инструкторский состав. Наших выпускников здесь остается все меньше и меньше. Есть преподаватели из АВЛУГИ. Хотя они уже пенсионеры, продолжают работать в ВИСВО. Многие наши бывшие преподаватели летают сегодня не только в СНГ, но и по всему миру. То летное училище было мощным государством. Сейчас и потребности не те. Нельзя соизмерить по параметрам СССР и нашу сегодняшнюю республику. Авиационные специалисты – дорогостоящее мероприятие для любого государства.
Нынешние курсанты прекрасно разбираются в компьютерных технологиях, но не все владеют необходимыми знаниями, считает полковник.
- Нет той глубины знаний, которую нам давали в советское время. Теоремы нужно было доказывать, сочинения - писали, стихотворения - учили. Сейчас успешно сдают ЕНТ, но не владеют познаниями, которые необходимы для профессии летчика. Иногда сказываются пробелы школьного образования на освоении материалов. Неслучайно министр обороны отмечал, что нужно повысить знания выпускников для эксплуатации современной авиационной техники. Преподавание ведется на русском языке. Основная масса, более восьмидесяти процентов, граждане, которые закончили школы с государственным языком обучения. По этой причине некоторые не понимают лекции из-за языкового барьера. Хотя стараемся какие-то из дисциплин вести на казахском языке. Проблема в том, что технический язык перевести на государственный очень трудно. Но к третьему-четвертому курсам все выравниваются. Наши курсанты продолжают показывать отличные результаты за пределами страны. Недавно выпускники ВИСВО участвовали в международном соревновании «Авиадартс», где заняли второе место.
Автор: Редакция