«Предпринимателям проще переманивать кадры, чем обучать»
В бизнес он пришел не сразу. Наш собеседник считает, что открыть свое дело может каждый. Об этом Ержан Нургалиев рассказывает на тренингах. В интервью «АТ» предприниматель поделился, какие ошибки делают начинающие бизнесмены и почему работодатели не отправляют сотрудников на обучение.
Ержан Нургалиев,
предприниматель, бизнес-тренер
«Иногда человека надо встряхнуть. Вывести из той зоны комфорта, в которой он находится»
Когда я открыл свой первый бизнес, было очень сложно. Это сейчас много программ для предпринимателей, тогда каждый шаг упирался в грабли. Было моей ошибкой открывать учебный центр в ноябре. Учитывая, что родители распределяют своих детей по кружкам в августе и сентябре. В результате центр бездействовал до конца года, и я не получал никакой прибыли. Днем работал на себя, а вечером был в ресторане ведущим и ди-джеем. Приезжал домой в четыре утра. Первые полгода думал о том, почему у меня нет дяди, который дал бы мне деньги на раскрутку бизнеса. А я бы потом ему вернул (смеется). Полгода прошло, дяди не нашлось. Позже создал консалтинговую компанию, начал помогать другим предпринимателям.
Я родился в Хромтау. Переехал сюда, потому что поступил в казахско-турецкий лицей. Не сложилось с медицинским институтом, закончить его не удалось. Студентом начинал карьеру с грузчика. Подрабатывал в летнее время. Мы разгружали КамАЗы. Все трудности, которые я испытал в жизни, сделали меня сильнее.
На тренингах я очень жесткий. Мои наставники меня учили: «Человек должен уйти с двумя чувствами: любить тебя и ненавидеть». Бываю очень резок. Можно сказать мягко, но так до слушателя не достучишься. Иногда человека надо встряхнуть. Вывести из той зоны комфорта, в которой он находится. Я считаю, предпринимателем может быть любой, но не каждый им станет. Неудачники всегда находят причину своего провала. Успешные люди ищут возможности. Привычная ситуация: ты приходишь в магазин и спрашиваешь: «У вас есть такая ручка?». Обычный продавец скажет, вот нет и все. А успешный покажет, что в продаже есть другая ручка, и она лучше.
В одном ресторане мне запомнилась девушка-официантка. Мы сделали заказ. Она принесла нам рис вместо фри. Через пять минут официантка принесла фри. И сказала, что рис за ее счет, так как она сама перепутала наш заказ с банкетным столиком. Кому не понравится такое обслуживание? А значит, люди будут туда ходить, следовательно, она – регулярно получать свои чаевые. Из таких деталей складывается успех. Я думаю, эта девушка многого добьется в жизни.
«В прошлом году мы запускали коворкинг-центр. Хотя мои партнеры из Алматы предупреждали, что очень сильно рискуем»
Некоторые думают, если тренер из Алматы или Москвы, то это лучшее. Зачастую столичные профессионалы рассказывают вещи, которые не применимы в Актобе и вообще в Казахстане, в силу ментальности и возможностей. У нас в городе многие виды бизнеса просто не пойдут.
Частая ошибка стартапера: он хочет открыть такой бизнес, которого не то, что в Актобе, в Казахстане нет. Наш народ консервативен. Если он не знает, какой это продукт, то не будет брать. В прошлом году мы запускали коворкинг-центр. Хотя мои партнеры из Алматы предупреждали, что очень сильно рискуем. Обычно коворкинг запускается, когда население от семисот тысяч человек. Мы его открыли, но не было стопроцентной заполняемости. Пришлось убрать.
Наши предприниматели считают, если открыл бизнес, то обязательно должен быть собственный кабинет со столом и креслом. У меня свое место появилось, когда устроился в Палату предпринимателей. Раньше просто носил с собой всегда ноутбук. У нас в голове есть определенные стереотипы. Например, чтобы открыть бизнес, необходим богатый родственник или деньги. Я рассказываю, как можно открыть дело практически с нуля. Моя консалтинговая компания была создана при начальном капитале – сто пятьдесят тысяч тенге. По такому принципу я открывал и другие.
Профессия бизнес-тренера пока еще до конца не востребована. Мы лучше лишний раз купим крутой гаджет, чем вложим деньги в свое развитие. Когда я спрашивал у предпринимателей, почему не обучаете свой персонал, мне ответили, что мы его сейчас обучим, а потом он уйдет. Но ведь сотрудники допускают ошибки, которые приносят урон твоему бизнесу. Не все предприниматели готовы сами ковать свои кадры. Проще их переманить.
«К девочкам особое отношение. Если дочка просит планшет, папа не спросит, для чего он тебе. Идет и покупает»
Дочка сплела браслетик. Я все время ношу. Она зорко следит за тем, надеваю его или нет. У меня еще есть рубашка, которой очень дорожу. Дочь подарила, когда ей было два годика. Перед моим Днем рождением она подошла к супруге и сказала, что хочет подарить папе рубашку. Жена пошутила: «Давай, если есть деньги». Доча принесла кошелек с деньгами. Оказывается, до этого она ходила вместе с бабушкой по родственникам, рассказывала какие-то стишки и ей давали за это деньги. Их хватило на подарок. Я ношу эту рубашку уже шесть лет.
Нас в семье росли двое: я и братишка. Мы всегда хотели сестренку. Наверное, поэтому моя дочка была для меня долгожданной. Когда супруга ходила в положении, я как будто принял на себя ее токсикоз. У меня болела поясница, начали выпадать зубы. Жена родила, когда я был по работе в Китае. Помню, как две ночи не мог уснуть. Только закрыл под утро глаза, как раздался звонок. У меня родилась дочь.
Трое сыновей и две дочки. К девочкам особое отношение. Если дочка просит планшет, папа не спросит, для чего он тебе. Идет и покупает. Если сын хочет планшет, то ему нужно обосновать, почему планшет необходим. Сыновей воспитываю более жестко. Дочке я могу пойти и купить какую-нибудь плюшевую игрушку. Балую их, а к мальчикам строже.
Восемь лет я отдал радиостанции. Радио напрочь убило во мне чувство праздников. Для меня красный день календаря – обычные будни. Может, моя семья немного и обижается на меня. Но зато сейчас стараюсь уделять больше времени детям. Раньше я говорил, вот сегодня останется время, потрачу его на семью. И никогда не остается, пока не впишешь в свое расписание, что сегодня иду с детьми в кинотеатр. Все остальные дела тогда будут строиться вокруг кинотеатра. Шесть лет у меня не было отпуска. В субботу и воскресенье я стараюсь «менять картинку». Выезжаю на природу или туда, где никогда не был. Когда проводишь выходные активно, такое ощущение, что не работал уже неделю.
Многие мои мечты превращались в цели и сбывались. Но есть одна мечта, которая до сих пор не осуществилась. Она зародилась в шестнадцать лет. Всегда хотелось научиться ездить на мотоцикле. Купить мотоцикл, шлем, сзади - девушка, которая тебя обнимает. Ехать по городу и чувствовать адреналин. Если ты делаешь навстречу шаг к своей мечте, то она делает тебе навстречу десять шагов. Но к этой мечте я не сделал ни одного шага.
Для меня честь дороже выгоды. Все, что вы видите в моем кабинете - это ничто. У меня есть только имя. Я могу все потерять, но потом приобрести снова. Но если потеряю свое имя, восстановить его будет тяжело или даже невозможно.
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: Редакция