«Женский и мужской футбол - это разные виды спорта»

«Женский и мужской футбол - это разные виды спорта»

Александр СЕМЁНОВ, главный тренер женской футбольной команды «Актобе»

Город над вольной Невой

Я родился в Санкт-Петербурге, тогда ещё Ленинграде. Мы жили на Петроградской стороне, в самом центре города, недалеко от Петропавловской крепости. Моя мама была спортсменкой, в течение многих лет занималась скоростным бегом на коньках, а по завершении карьеры стала работать учителем в школе. Отец трудился рабочим на заводе.

Недалеко от нас, всего в нескольких трамвайных остановках, находился стадион «Динамо» - именно там я и начал свой путь в футболе. Я, можно сказать, вырос в ленинградском «Динамо» - учился в детско-юношеской спортивной школе, а позже выступал в профессиональной команде, которая играла во второй лиге чемпионата СССР.

В 19 лет я получил тяжёлую травму, после которой надо было восстанавливаться в течение целого года. И мой тренер, который вырастил меня, как игрока, Геннадий Борисович Бондаренко предложил мне на этот период потренировать команду юниоров. Я как-то сразу втянулся в это дело, и вот, почти 40 лет работаю тренером.


Новорусский футбол

Женский футбол появился в России в конце 80-х, а в 90-е годы стал активно развиваться: было сформировано 16 профессиональных команд, появились высшая и первая лига. Одни футбольные клубы открывали «новые русские» бизнесмены, другие принадлежали криминальным группировкам. В Санкт-Петербурге, который в то время имел репутацию бандитского города, все мужские и женские спортивные команды находились под контролем определённых группировок. Наша футбольная команда «Аврора», где я занимал должность второго тренера, также не была исключением. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе «менеджментом».

Как-то раз у команды затянулся неудачный период: 3 месяца мы не могли выиграть. Нас вызвали «на ковёр» и сказали примерно следующее: «Теперь ты главный (показав на меня), а ты будешь ему помогать (показав на главного тренера, Рауфа Юмакулова, в своё время известного игрока «Зенита»)». Я отказался и вышел, но Рауф догнал меня и сказал: «Саша, я всё равно буду уходить, поэтому спокойно занимай пост».

Так в 25 лет я стал главным тренером санкт-петербургской «Авроры». Наша команда не хватала с неба звёзд и выступала достаточно скромно - мы не были в числе лидеров, обычно находились в середине турнирной таблицы. Финансовая ситуация тоже оставляла желать лучшего. Это создавало определённые сложности, особенно с учётом того, что у меня в команде играли достаточно возрастные спортсменки. К тому же в 90-х многие из них приходили в наш вид спорта из других дисциплин, так как специализированные футбольные школы для девочек только начинали открываться. У нас были и лыжницы, и баскетболистки, и хоккеистки на траве, которых приходилось обучать заново, с самых азов. Это был непростой процесс, однако я приобрел бесценный опыт.


Другой вид спорта

Вообще, мужской и женский футбол – это, по сути, разные виды спорта. Мяч, поле и правила игры, конечно, одинаковые, но подходы к тренировкам, методы подготовки, психологическая, ментальная атмосфера и прочее - это всё разное.

Многие тренеры ошибочно думают, что перейти из мужского футбола и начать тренировать женскую команду - это раз плюнуть. Но, наблюдая за той же российской женской премьер-лигой, я неоднократно видел, как тренеры, пришедшие из мужского футбола, не дают результата, проваливаются. Потому что они не знают всю, так сказать, подноготную, не знают «обратную сторону Луны».

Здесь большую роль играет атмосфера в команде, ментальность, то, как тренер реагирует, как ведёт себя по отношению к игрокам. И ещё существует столько тонкостей, столько разных подводных течений, о которых можно очень долго рассуждать, говорить. Это абсолютно другой менталитет, чем у мужчин. Его надо понимать. Здесь ты должен понимать каждого игрока, подстраиваться под него, никакие жёсткие методы, крики не пройдут - ты только сделаешь хуже. Ты должен найти ключик, подход к каждому игроку. Девчонки наблюдают за всем: за каждым твоим действием, движением, взглядом: как ты посмотрел, как ты выглядишь, даже, как ты сегодня одет - тут все детали нужно учесть, и так как они намного чувствительнее, чем мужчины, тебя вычислят мгновенно, если у тебя что-то не то, если у тебя плохое настроение. И это влияет сразу же на игру всей команды.


Карелия

После того, как команда «Аврора» прекратила своё существование, я уехал по приглашению моего знакомого мэра в карельский город Питкяранта, расположенный в 100 километрах от границы с Финляндией. Он позвал меня тренировать местную мужскую команду, которая выступала на первенстве Карелии. Мы организовали там вместе с мэром хороший футбольный клуб, открыли ещё и женскую команду, а поскольку были хорошие связи с федерацией футбола Финляндии, сумели эту команду заявить на первенство этой страны. И так получилось, что наша мужская команда играла в первенстве Карелии, а женская - в первенстве Финляндии. Матчи обеих команд всегда собирали в городе полный стадион. И у нас были солидные спонсоры: российско-финская лесозаготовительная компания. Но в 2000 году беспошлинный вывоз леса через границу остановили. Фирма разорилась и закрылась, развалился клуб. Однако, так как к тому времени у меня уже были достаточно крепкие связи с финскими коллегами, меня позвали тренировать туда.

Большой футбол на маленьких островах

Пригласили меня на Аландские острова - это финская автономная территория, которая находится между Финляндией и Швецией в Ботническом заливе Балтийского моря. Это очень интересное место. Жители говорят на шведском языке, кругом только шведские названия, но юридически территория относится к Финляндии. Проживает там чуть больше 30 тысяч человек. И представьте себе: на этих островах целых 12 натуральных зелёных футбольных полей, два поля с искусственным газоном и крытый манеж на 500 зрителей, где можно тренироваться и проводить матчи круглый год. И это всё - на 30 тысяч жителей. Естественно, команды высшей лиги там полностью состоят из легионеров, потому что из своих граждан даже просто игроков в команды собрать – сложная задача.

Сначала меня пригласили в академию футбола тренировать юниоров, затем в разные команды высшей лиги - ассистентом главного тренера, тренером дубля, главным тренером IFK Mariehamn. В общей сложности я проработал там около 20 лет.

В Финляндию, к детям

У меня трое детей. Первый родился в Карелии, а двое других – на Аландах. Сейчас все они живут там.

Старшего сына зовут Никита. Он тренировался у меня, играл в дубле, был вратарём, потом рано закончил карьеру, примерно в 22 года, получил лицензию тренера. Закончил IT-курсы, стал очень хорошим футбольным видеоаналитиком.

Дочь Катя играет в волейбол. Выступает в волейбольной команде в первой лиге Швеции. Младший сын Филипп, ему 14 лет, он занимается футболом в местной школе.


Если я еду в Финляндию, на Аланды, то только для того, чтобы навестить своих детей, когда есть время. Из-за происходящих сейчас событий страдают простые люди: Финляндия перекрыла границу с Россией, там даже поставили противотанковые ежи. Чтобы попасть к своим детям, сейчас у меня осталось одно окно, один проход - эстонская граница.

Другой мир

Я скажу так: люди на Аландских островах абсолютно другие - с иным менталитетом, совершенно другим пониманием мира. Например, петербуржцы и актюбинцы имеют много общего, так как на протяжении многих лет мы жили в одной стране, и у нас формировалась схожая идеология. Конечно, сейчас есть различия в религии, политике и нюансах общения, но, в общем и целом, мы близки друг к другу.

На Аландах же всё совершенно по-другому. Люди там зачастую живут, как роботы - они точно знают своё будущее на много лет вперёд. Их жизнь заранее расписана: учёба, работа, встреча с партнёром, совместное проживание около 5-6 лет, затем брак, покупка дома и автомобиля в кредит. Потом работают, чтобы погасить эти долги, воспитывают детей, и сразу после достижения совершеннолетия отправляют их прочь из дома, чтобы избежать возможных бытовых конфликтов. Жизнь строго по плану. Они все спокойные, радостные, с постоянной улыбкой на лице, потому что знают всё, что с ними будет завтра.

Когда я приехал, я не планировал долго оставаться, но в какой-то момент понял, что детям там будет спокойнее - шли нулевые, в России только всё начинало стабилизироваться.

Вообще, Финляндия, Аландские острова - это хорошее место, чтобы растить детей: садик, школа, всё бесплатно, всё организовано, всё чётко, дети уходят, приходят накормленные из школы, из садика, нет никаких забот, никаких бытовых проблем. И как-то затянуло меня туда, в это спокойствие...

Но потом я понял, что всё, мне этого достаточно, дети уже подросли, а я хочу эмоций, какого-то постоянного движения, поэтому рванул в Казахстан.

Шымкент - Рига - транзит

В Казахстане я до этого никогда не был, прилетел в первый раз. Честно, не представлял даже, куда еду, ехал с опасением. Потом, увидев здесь радушных и приветливых людей, успокоился.

Меня позвали в шымкентский женский футбольный клуб БИИК. Я приехал, посмотрел условия. Они были прекрасные: своя база, искусственные зелёные поля. Команда уже была к тому времени 11-кратным чемпионом Казахстана, и 8 или 9 раз выступала в Лиге чемпионов UEFA. Но они в этот раз опять вылетели из Лиги Чемпионов на ранней стадии, поэтому решили сменить тренера. Это я потом узнал, что тренеры там меняются каждый год. Поначалу всё кажется красочным, хорошим - сборы в Турции, питание, проживание, зарплаты. Но потом сталкиваешься с другими реалиями – своенравным директором клуба, женщиной, никогда не игравшей в футбол, но имеющей собственное мнение по всем вопросам, касающимся команды – от комплектования до игры. Поэтому, проработав, в общей сложности 7 месяцев и выиграв с командой кубок Казахстана, я ушёл из БИИКа.

Дальше случилась очень интересная история. Сразу после ухода из БИИКа меня пригласили в Ригу тренировать чемпиона Латвии, СФК «Рига».

Я приехал в Ригу в июне, позже состоялась жеребьевка Лиги Чемпионов. И СФК «Рига» попала на БИИК, мою бывшую команду. СФК «Рига» была командой полулюбительской, в ней играли девушки-студентки. Я с ужасом представлял себе, что будет осенью в Лиге Чемпионов. Но футбол есть футбол. В сентябре, в Лиссабоне мы, непрофессиональной латвийской командой, выиграли у профессионального БИИКа (у которого бюджет был больше в десятки раз) со счётом 1:0.

Не скажу, что это полностью моя заслуга, была заслуга и девочек, и руководства клуба, которое приложило максимум усилий, ну и, конечно, фарт - мы имели всего лишь один момент за весь матч и забили победный гол. Если посмотреть статистику, то по моментам было 15:1 в пользу соперника. Мы прошли в дальнейшую стадию и проиграли там «космической» команде «Бенфика» из Лиссабона.

Я понимал, что это был единичный успех, и, чтобы он повторялся, нужно вложение средств. Я просил у руководства СФК «Рига» сделать что-то, найти спонсоров, чтобы мы стали снова чемпионами Латвии и прошли дальше в еврокубках, - руководство в ответ невнятно что-то ворчало, и отвечало, что нет средств, нет денег. А тут позвонили из Актобе, и сказали, что меня хотят видеть здесь.

Мы сотворили историю клуба

Я приехал в Актобе 22 января прошлого года. Надо было начинать строить с нуля профессиональную команду, чем мы и занимались. Мы собрали игроков: пришли девчонки, которые не хотели оставаться в БИИКе, и которых я лично хорошо знал, и пригласил - Алину Литвиненко, Екатерину Бабшук, Мадину Жанатаеву. Они пришли сюда первыми, вокруг них мы стали собирать команду. Шло всё очень трудно, тяжело. Никто не знал, как будет - всё здесь делалось впервые. Ну, и сквозь трудности, сквозь, так сказать, тернии - мы прорвались.

Дошли до финала Кубка Казахстана. В мае был розыгрыш Кубка Казахстана в Шымкенте по круговой системе, там участвовали все команды, которые играют в первенстве. Мы заняли второе место, проиграв только БИИКу. Так же, как и потом в чемпионате. Я считаю, что это был удачный сезон, удачное начало для женской футбольной команды «Актобе». Мы творили историю: первые победы на своем поле, первые победы на выезде, первые награды. Всё это произошло в 2024 году.

Что дальше?

Мы сохранили костяк команды: девчонки остались, сильные казахстанские футболистки. Сейчас вокруг них строим уже обновлённую команду с целью уже в этом году попытаться взять золото чемпионата. Уже в апреле начнутся матчи за Суперкубок и Кубок Казахстана, потом стартует очередное первенство.

И, конечно, участие в еврокубках. Мы заняли второе место, и, согласно коэффициенту, который сейчас Казахстан имеет в рейтинге UEFA, мы должны получить место в Лиге чемпионов.
В июне будет жеребьевка, и в сентябре начнётся турнир. Поскольку ЖФК «Актобе» никогда не играла в еврокубках, у неё будет низкий коэффициент, и в первом туре мы будем играть с одной сильнейших команд Европы.


«У нас в Актобе»

В Актобе я уже второй год. Как-то, будучи в Питере, в разговоре с мамой я сказал: «У нас в Актобе». И поймал себя на этом. Значит, я уже ментально здесь...

Мне нравятся здешние люди - приветливые, общительные. Часто разговариваем, остановившись на улице, а когда еду в такси, таксисты узнают, задают вопросы. Оказывается, смотрят наши матчи, хотя вроде не так много болельщиков пока приходит на стадион.

Для такого города, для такого клуба нужна более развитая футбольная инфраструктура. Вот, недавно появился проект строительства нового стадиона, это очень радует, футбольный манеж открыли, это тоже классно - чем больше такого будет, тем будет лучше для футбола в Актобе.




Автор: Марат Танкаев

Похожие новости
Календарь новостей
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031