«Футболисты - это, прежде всего, люди»
Дмитрий ПАРФЕНОВ, четырёхкратный чемпион России по футболу, бывший главный тренер ФК «Актобе»
Ты - одессит, Димка
У меня было обычное советское детство. Отец был военным, и его совсем молодым направили по службе в Одессу, мама поехала с ним. В Советском Союзе такие перемещения были обычной практикой. Сам он родом из Ярославля, а мама из Нижнего Новгорода. В Одессе я и появился на свет. И первые годы жизни, первые впечатления, даже первая игра в футбол у меня связаны с воинской частью, где служил отец. Потом мы переехали жить уже в сам город - в знаменитый по советским фильмам и песням район Молдаванка.
Одесский климат позволял играть в футбол и тренироваться практически круглый год. Играли, как все, - во дворе. Раньше двор — это была первая твоя школа. Решив заняться футболом более серьёзно, отправился в «Черноморец», но там меня не взяли, сказали, что поздно пришёл. Набор обычно был с 6−7 лет, а мне уже исполнилось 10. Пришлось пойти в другую школу, тоже «с именем». В ней занимались Игорь Беланов, Сергей Шматоваленко, много других известных футболистов. Было много соревнований и реально хорошая система подготовки. Через два года я, в итоге, всё же попал в школу олимпийского резерва «Черноморца».
Чемпионат Украины
У нас любой мальчишка в Одессе мечтал выйти на футбольное поле в майке своей родной команды, поэтому, можно сказать, что мне повезло: в 15 лет я уже попал в дублирующий состав «Черноморца», который тогда играл в высшей лиге Чемпионата СССР по футболу. А в 1991 году, когда мне исполнилось 17, я уже сыграл за основную команду, дважды выходил на замену в матчах последнего Кубка СССР.
После распада Советского Союза начался чемпионат Украины, в котором одесский «Черноморец» сразу стал одной из лучших команд. Несколько раз мы выигрывали серебро — за чемпионство с киевским «Динамо» тягаться, конечно, было тяжело. Но, тем не менее, сопротивление мы давали. В сезоне 1992 года я уже входил в основу команды, сыграл где-то 12 игр. Тогда же мы выиграли первый Кубок Украины.
За «Черноморец», за Одессу, я выступал до 1997 года. Шесть месяцев после ухода из команды провёл в днепропетровском «Днепре», а перед началом сезона 1998 года поступило предложение от киевского «Динамо» и почти одновременно - от московского «Спартака».
Нет пока команды лучше «Спартака»
Я выбрал «Спартак». В Одессе футбол и игроки были такие, скажем, более близкие по стилю к этому клубу. А ещё сыграло определённую роль то, что ставшие затем известными Пасулько, Перепаденко, Цымбаларь и Никифоров переходили из «Черноморца» играть именно в «Спартак». И у меня - уже «традиционно» - тоже именно так получилось.
Все восемь лет в «Спартаке» - это незабываемые эмоции, трофеи, золотые медали, Лига чемпионов, полные «Лужники». Это потрясающая поддержка, огромная армия болельщиков в любом городе. Это Олег Иванович Романцев, это партнёры - супер-люди, с которыми ты двигался и, в принципе, сейчас по жизни идёшь. Именно в составе «Спартака» я раскрылся в полной мере как футболист, провёл больше ста матчей, стал четырёхкратным чемпионом России, обладателем Кубка России, серебряным и бронзовым призёром, неоднократно входил в число лучших игроков на своей позиции.
Я играл в больших европейских турнирах, в той же Лиге Чемпионов, против многих известных игроков. Это и Баджо, и Роналдо (который «зубастик»), и Роберто Карлос, и Фигу, и Зидан, и Рауль, и Морьентес, и Тьерри Анри.
«Трофеи», за которые не надо бороться
Я не люблю об этом вспоминать. Это случилось в 2002 году, в игре с московским «Динамо». Был игровой стык с Сергеем Гришиным, в результате чего я получил двойной перелом голени со смещением, меня унесли с поля на носилках. На восстановление после этой травмы ушло больше года. Травмы - это те «трофеи», за которые не надо бороться, но это тоже часть футбола, другая сторона медали.
Карьера игрока - короткая часть жизни, она пролетает очень быстро, и такие моменты тоже случаются, поэтому их важно проходить с наименьшими потерями.
Жизнь продолжается, и я об этом вспоминаю, только когда думаю, что железки нужно вытаскивать из ноги. У меня нога полная железа. До сих пор.
Повезло с тренерами
Мне повезло в жизни, в карьере с тренерами. Я могу вспомнить всех: от первого своего наставника Олега Григорьевича Щупакова до каждого тренера, с которым удалось поработать потом. А это огромнейший список известных людей, больших профессионалов: Прокопенко, Альтман, Буряк, Мунтян, Лобановский, Романцев, Сёмин. Наверное, поэтому, ещё будучи игроком, всегда задумывался о том, чтобы попробовать себя в роли тренера.
В 2012 году я завершил карьеру футболиста. Поработал немного помощником тренера в юношеской сборной России. В то время мой товарищ возглавлял спортивный департамент РФС и предложил мне попробовать - посмотреть, как это, понять: интересно, неинтересно. Интерес, в принципе, был всегда, но важно было именно «пощупать» работу изнутри.
В принципе, можно было сидеть дома в Москве и спокойно тренировать сборную. Но мне хотелось именно каждодневного процесса. И когда поступило предложение от ивановского «Текстильщика» - команды второй лиги, посчитал, что это как раз тот случай, когда можно многие моменты опробовать, посмотреть, окунуться, начав, так скажем, с низов.
Сидеть и ждать, когда тебе сразу что-то большое предложат, нельзя. У кого-то это случается, у кого-то нет. Считаю, что тот путь, который начался у меня со второй лиги, - это огромный опыт. Ты двигаешься с самых низов, пошагово, понимаешь, что происходит. Потом были Первая Лига, за ней Премьер-Лига. И получается, что всё идёт по ступенькам, вверх.
О фильме «Тренер»
Конечно, знаю про фильм Данилы Козловского, действительно там много совпадений с тем, что произошло со мной и тогдашней моей командой «Тосно» в реальности. А по времени получилось так: когда состоялась премьера фильма, мы в это время в полуфинале Кубка России прошли «Спартак», на его домашнем поле. А по сюжету картины там финал был со «Спартаком». Поэтому фильм не совсем о том, что было. Как раз-таки описанное в нём произошло потом с нами, так что он в некотором смысле пророческий.
Мы с «Тосно» прошли большой путь, вышли с командой в Премьер-Лигу и выиграли Кубок России. Молодая команда, с амбициями, и у нас получилось взять такой большой трофей. Многие команды по 70 лет живут, не выигрывая ни одного трофея.
Это то, чего не отобрать. Это в памяти. Потрясающий коллектив игроков, административный и тренерский штаб. То есть это всё было едино, всё делали вместе, и поэтому победили.
Приглашение в «Актобе»
До меня в Казахстане играли и тренировали многие российские футболисты. Поэтому, когда поступило предложение от «Актобе», я, конечно, разговаривал и с Магомедом Адиевым, и с Егором Титовым, и с Андреем Тихоновым. Ну, понятно, что здесь есть свои особенности, специфика, традиции, свои лидеры, свой «Зенит», свой «Спартак». Так и должно быть – это другой чемпионат, другая страна.
В «Актобе» понравилось, что это клуб с традициями, с многочисленной армией болельщиков, которых всегда полный стадион. Потому что в такой атмосфере, когда собираются полные трибуны, играть интересно. Понятно, что и требования были большие, но это нормально. Клуб с традициями, с именем, но при этом давно не выигрывал ничего - последний трофей был 11 лет назад. Поэтому были и амбициозные цели, определённые руководством. Немаловажно было, что эти амбиции подкреплялись определенными вещами, которые позволяли добиться результата.
О казахстанском футболе
Плохие стадионы, отсутствие нормальных полей - это, к сожалению, то, что я увидел в Казахстане. Если хотите приглашать сильных футболистов, хотите видеть их сильные качества, нужно обязательно решать важный вопрос инфраструктуры футбола. Ну нельзя играть на таких полях! Взять стадион в «Атырау» - я сочувствую команде, которая вынуждена постоянно играть и тренироваться на таком поле. С другой стороны, зачем им сочувствовать? Мне кажется, здесь любая команда в состоянии сделать себе хороший газон и хороший стадион.
Вопросы к судейству тоже есть. Та же игра в Атырау с выдуманным пенальти в наши ворота или отмена чистого второго гола в ворота «Ордабасы» в Шымкенте. А стоит нам выиграть, как тут же начинают везде жаловаться, что, мол, «судьи помогают «Актобе». Как тот вор, который раньше всех выкрикнул о краже.
Есть такие моменты, но я не критикую - просто вижу и говорю об этом. В целом, здесь интересная, крепкая лига, и мы видим, как выровнялись команды после того, как изменился лимит на легионеров, не стало явных аутсайдеров. Команда из низа турнирной таблицы может дать бой любому клубу, претендующему на медали.
Об игре и игроках ФК «Актобе»
Не забывайте, что команда в этом сезоне обновилась на 80%. По сути, это абсолютно новая команда. Болельщикам кажется, что, вот собрали 12−13 футболистов, и они должны, обязаны сразу начать играть. Но, ребята, футболисты — это, прежде всего, люди, а команда — это коллектив. Легионеры приезжают из разных стран и даже с других континентов, с иной ментальностью, языком. Для них это тоже стресс, и им нужно время, чтобы адаптироваться.
Это комплекс факторов: момент коммуникации команды, понимание игры, понимание сыгранности партнёров, понимание того, что просит тренер. Это не PlayStation, где ты купил себе картинку и двигаешь её. Да, есть футбольный язык, он понятен всем, но эмоции доносить через переводчика тяжело. А в футболе эмоции — немаловажная составляющая.
Когда я работал в российской Премьер-Лиге (в екатеринбургском «Урале» или в тульском «Арсенале») - количество легионеров у нас было плюс-минус такое же, как здесь, в «Актобе». Но они были все адаптированы, понимали и разговаривали по-русски, то есть, там было в этом плане проще. Ну, опять же, я не говорю, что это трудности. Наоборот, это опыт, хороший личный опыт. И мне это интересно. Я именно за этим и приехал.
Тем не менее, в первой половине сезона мы смогли выстроить команду, которая стала добиваться нужных результатов. Но потом из неё забрали ключевых футболистов, вокруг которых и строилась игра: Оразова и Самородова. Следом навалились травмы других игроков основы. И вы видите, что, в принципе, нам элементарно не хватает сейчас игроков.
Для любой команды, которая добивается успеха и движется вперед, существует период в 3-4 года, когда состав стабилизируется и формируется костяк. Например, во времена моей игры в московском «Спартаке» в течение четырех лет приходил, наверное, лишь один новый футболист за трансферный период. Есть определённый этап, который команде необходимо пройти. Я уверен, что устойчивость состава является одним из ключевых факторов успеха.
Быть самим собой
Я прочитал много книг известных тренеров. Это их жизнь. Они делятся своим жизненным опытом. Однако это не означает, что я буду слепо подражать кому-то. Например, можно записывать идеи Романцева или Лобановского, но только они знали, какие цели перед собой ставили, и как можно было их достигнуть. Любая копия, как правило, уступает оригиналу. Исходя из собственного жизненного опыта, я уже сформировал свои взгляды и подходы. Важно оставаться собой.
О предматчевых установках
Установки перед игрой всегда отличаются: разные соперники, разные эмоции. Где-то надо что-то сказать, где-то нет. Бывают моменты, когда идёшь на установку и составляешь план разговора, а заходя в зал, где собрались игроки, видишь, что они уже, в принципе, готовы. То есть это маленький кусочек жизни, и здесь нет никаких определённых стандартов.
Взять тот же домашний матч с «Тоболом». Первый тайм и второй — будто абсолютно две разные команды играли. Ну как это объяснить? Поверьте, в первом тайме мы не говорили, что вот так нужно играть. И никто, наверное, не говорит, когда команда играет неудачно, ни один тренер не говорит. Это и есть жизнь, это и есть процесс. Потому что 15 футболистов, и каждый со своим характером, со своей головой. Как он готовился, как он ментально подходил к игре, как и что услышал в течение недели, когда готовился, - всё это тоже немаловажно.
О болельщиках ФК «Актобе»
То, что Актобе такой уникальный футбольный город в Казахстане, и другого такого нет, было для меня, как я уже сказал, одной из составляющих при принятии решения. И я, и футболисты ощущали мощную поддержку болельщиков. А теперь, после недавней игры они же требовали отставки. Это тоже правда. Как говорится, «от любви до ненависти один шаг». И это часть нашей тренерской профессии. Нужно выигрывать здесь и сейчас. Никому не интересны другие нюансы, с которыми мы сталкиваемся. Выиграли - плохо: мало забили. Ничья? Плохо играли. Поражение? Уходи! Но если ты болельщик, то и надо болеть за команду, поддерживать. И соль кушать с командой тоже. Это и есть поддержка. Это и есть единое целое. Команда одиннадцать лет ничего не выигрывала! Здесь полстадиона, уверен, не назовет последнего чемпионского состава «Актобе».
Но это люди. Они приходят и хотят получить результат. Наверное, это их право. И если они этого не увидели, не получили, то высказывают свои эмоции, отворачиваются от команды после неудачи. Но, поверьте, добиваются высоких результатов коллективы, где единое целое: команда, руководство, болельщики. Только когда это крепкий сильный кулак.
Что дальше?
Меня хорошо воспитали родители, научили бороться за самые высокие результаты. Команды, которые я тренировал, не были «топовыми». Но мы всегда старались добиться лучшего результата.
Какие цели у команды «Актобе»? Максимально завоевать очки в оставшихся играх чемпионата, а дальше смотреть уже, что получится из этого. Плюс есть финал Кубка - реальная возможность выиграть первый трофей за одиннадцать лет. Нужно терпеливо, шаг за шагом идти к своим целям.
P.S. Разговор состоялся за день до матча с «Елимаем» и последующей отставки Парфёнова. «Для становления команды - сказал он мне тогда, - требуется 3-4 года». Этого времени у него не оказалось.
Беседовал Марат ТАНКАЕВ
Фото из личного архива Дмитрия ПАРФЕНОВА
Автор: