«Суды являются орудием в руках тех, кто имеет деньги»


Читатели, возмущенные действиями Актюбинского областного суда, массово хлынули в редакцию «АТ», чтобы их наконец-то приняли, поняли и хотя бы выслушали. Толчком стал материал «В Актобе готовится митинг против «произвола» судебной власти», вышедший в прошлом номере нашего издания. Сбор подписей относительно отставки председателя областного суда Ерлана Айтжанова в городе продолжается.

София УМНАЯ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ


Статья-обращение к главе государства Нурсултану Назарбаеву, опубликованная на прошлой неделе, вызвала настоящий резонанс среди актюбинской общественности. Тиража газеты «Актобе Таймс», отпечатанного в прошлую среду, не хватило уже к вечеру четверга. Редакция была вынуждена отпечатать дополнительные экземпляры газет.
В письме «Обращение к Президенту Республики, Лидеру Нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву», заверенном подписями более 1600 человек, шла речь о неправомерных, по словам обратившихся, действиях сотрудников судебных инстанций, в частности, председателя Актюбинского областного суда Ерлана Айтжанова. Свое обращение возмущенные актюбинцы озвучили и на пресс-конференции, состоявшейся 2 сентября.
В течение недели продолжается сбор подписей тех, кто выступает за отстранение от должности председателя областного суда. Свои фамилии под обращением оставили и актюбинцы, пришедшие в редакцию нашей газеты. Все они высказывали недовольство местной судебной системой, жаловались и показывали документы, подтверждающие их судебные тяжбы, тянущиеся годами.

«Кто-то должен был
открыть людям глаза»

У Каиргали Аубакировича Арыстангалиева свое приусадебное хозяйство, он разводит коров, овец и называет себя фермером. Вместе с тем, прошел не один суд и считает, что в этой инстанции давно «ничего светлого нет» и за правдой сюда обращаться бесполезно.
- У меня масса примеров, - утверждает Каиргали Арыстангалиев. - Люди обращаются в суды, но никто там не выигрывает без денег. Я сам проиграл пять дел, и даже добрался до председателя областного суда.
Тем январем я баллотировался в депутаты городского маслихата, но меня вычеркнули из списка по указанию налоговой инспекции. Они, якобы, нашли ошибку, будто я при заполнении декларации неправильно заполнил пенсионные начисления. Я стал выяснять, какое же в этом нарушение, какая коррупция? Они ничего не говорят. Мы ходили, возмущались, писали в инстанции, нас человек триста было, мы - бывшие партийцы. Но бесполезно. Им просто нужно было меня снять, был, видимо, заказ.
Я подавал в суд – городской, областной, встречался с председателем. Я говорил ему, что мы, жители этого города, знаем всю их судебную систему, мы знаем, какие решения вы вынесете. Но когда-нибудь это закончится. И в один прекрасный день кто-нибудь откроет людям глаза. За нас это сделала газета «Актобе Таймс». Вот это меня радует! Я не один такой. Со мной может человек двести завтра прийти и сказать то же самое. Мы даже готовы на мирный санкционированный митинг.
Мы хотим сказать газете спасибо, что не побоялись напечатать. Ведь в городе говорят только об этом. Эта тема просто назрела и наконец-то взорвалась! Весь город говорит только про вашу газету. Везде сейчас коррупция. Я знаю, что по старым делам сейчас деньги возвращают и снова дела возбуждают. Это просто беспредел.

«Меня посадили
незаконно»

Актюбинец Бахытжан Жакенович Курманов является общественным защитником, членом производственного кооператива.
- В вашей газете неоднократно писали обо мне, - вспоминает мужчина. - О том, как меня незаконно осудили. Поэтому, прочитав статью о председателе областного суда, я сразу пришел к вам. Я многое знаю о действиях судей и правоохранительных органов. Они обманывают людей, несмотря на то, что наш президент на одном из последних съездов озвучил: так суд РК является одним из высших инстанций в стране – он должен быть идеальным. В программе «100 шагов» говорится о доверии судам. Нет никакого доверия! В судах работают по одной системе: брат за брата. Несмотря на действие законодательства РК. Их держит принцип Дюма: «Один за всех и все за одного».
В прошлом году я рассказывал вашей газете, что у меня была попытка суицида. Потому что меня посадили по беспределу. Судья вынес решение и в тот же день меня отправили в тюрьму. Я как гражданин демократической страны имею право, у меня есть время обжаловать приговор. Но меня все равно закрыли за решеткой. А человек, находясь в камере, как он будет оспаривать что-то? У него стресс, шок! Поэтому я и решил свести счеты с жизнью.
Судебный орган поддерживает прокуратура. Я даю стопроцентную гарантию, что любой сотрудник прокуратуры не знает законодательство, как должен был бы. У меня был гражданский процесс – я написал отвод на судью, но мне отказали. И мне деваться было некуда. А ведь судьи решают чьи-то споры, вершат судьбы. А если они такие, то я не знаю, куда мы катимся.
Я в качестве доказательства в суде буквально заставил выслушать запись телефонного разговора. А судья говорил: это незаконно приобретенная информация. Это разве правильно?
Или такая ситуация. В Хромтау и прокуратура, и суд в одном здании. Там же сидела и частный адвокат. Пока я в марте этого года не поднял скандал. Ведь у адвоката был доступ и к сотрудникам канцелярии, и к судьям, и к самому серверу районного суда. Только представьте!
Наш суд, что хочет, то и творит. Представьте, что сотрудник какой-либо фирмы будет нарушать устав и правила работы в этой компании. Его уволят? Конечно. А судьи, нарушая законодательство, сидят на своих местах. Я так понял, кто больше денег дает – тот и выигрывает. А сейчас доллар скаканул и многие вообще останутся без денег. То есть, нет денег – ты попал!
Вы знаете, я так часто бываю в судах, что в прошлом году решил поступить на юриста, получить высшее образование. Пришел в вуз, а мне говорят: вы должны предоставить сертификат о прохождении ЕНТ. С ума сойти! Это не демократия. Мне сейчас 50 лет. Абай тоже в 40 лет пошел учиться. Никогда не поздно, но как я сдам ЕНТ? Когда депутаты утверждают какое-то законодательство – они должны думать о народе, ведь он их и избрал. Ну, так и сделайте так, чтобы любой гражданин, в любом возрасте мог пойти и получить высшее образование.
Суды сейчас являются орудием в руках тех, кто имеет деньги. И прокуроры все такие же. Уже на уровне первой судебной инстанции начинается сговор с прокуратурой. Простой пример. Нам назначают процесс на 19 число. Я заявляю ходатайство, его судья прочитывает и удовлетворяет. Я просил обеспечить участие прокурора. Ходатайство-то удовлетворено, но прокурора так и не было. Тогда я прошу отложить процесс, а судья говорит: «Прокурор по ходу придет». И это длилось 56 минут, но прокурор так и не пришел. Отложили на другой день, на 17 часов. Прокурор пришел, но в 17.40 ему надо было пойти в садик, ребенка забрать и судья заставил меня писать заявление о том, что я прошу отложить заседание. То есть как бы инициатива моя. Вы представляете? Это беспредел!
У казахов пословица есть: куда первое колесо катится – туда и заднее. То есть, куда руководство – туда и подчиненные.
Я получал такие ответы из генеральной прокуратуры, из министерств на свои запросы, что мне стыдно их озвучивать. Я был в министерстве сельского хозяйства, в 2013 году, и мне было тоже стыдно получать их ответ.
В прошлом году, после своего ареста я поехал в Астану. Меня представитель аппарата президента принимал. Я написал заявление и понес к нему. Он направил в генеральную прокуратуру. Они спустили сюда. А потом мне приходит ответ за подписью замгенерального прокурора Асанова о том, что мои заявления не имеют обоснования для протеста. То есть десять суток в тюрьме я кому-то подарил. Рисуется такая картина: Господин Асанов, давая ответ, обманывает представителя аппарата президента, не только меня. Обманывая аппарат президента – он обманывает президента. А если он обманывает президента – какое право он имеет вообще сидеть на этой должности? И значит, я беззащитный остаюсь.
И пока у нас есть такие, как Айтжанов – никакого порядка не будет.
Еще момент. Есть статья в уголовно-процессуальном кодексе, в которой указано, что правоохранительные органы автоматически возбуждают уголовное дело, если информация прошла в средствах массовой информации. А у нас тишина. В прошлом году я ходил с порезанной рукой по всем СМИ, и на «РИКА» был – хоть бы кто-нибудь пошевелился.
Если наши умные депутаты хотят бороться с коррупцией – они должны внести поправку в законодательство о госслужащих, судьях. Это было бы демократично и справедливо.

«За ошибки Сталин
стрелял»

Шамиль Касымович Айметов - инвалид советской армии. В редакцию газеты «АТ» мужчина пришел возмущенный и с папкой документов. Несколько лет он пытается восстановить справедливость через суд, но тщетно.
- В 1969 году я получил контузию в рядах советской армии, на Даманском острове, - рассказывает мужчина. - Помню только, что нас по тревоге подняли в три часа ночи, и мы по дороге взорвались. Домой меня привезли инвалидом – отдали родителям и уехали. Полголовы теперь нет, внутри пластина. Калекой вернулся домой. А в армию забрали в 18 лет, здорового, как быка.
У меня есть все документы, что я инвалид второй группы. Мне дали бессрочную инвалидность. В 2006 году нас убрали из списков льготников. Меня тоже не включили в эту категорию. Я получал и пособие по инвалидности, и льготы за коммунальные услуги. Теперь у меня этого нет, я получаю только обычную пенсию. Я прошел все инстанции: писал и в собес, и во властные структуры, в областной военкомат, министру обороны, у меня все бумаги есть, я не голословен. Я подавал иски в суды, и меня не поддержали. Я никому уже не верю. Верховный суд вообще сейчас ни на что не смотрит, оставляет без изменений и все. По судам я хожу уже девять лет. Нет ни сил, ни здоровья. Пять раз я писал Назарбаеву телеграмму. Каримову писал. Ездил в Астану. Мне 66-ой год и я не знаю, как дальше быть.
Шамиль Касымович родился в Ташкенте, но переехал в Актобе из-за подходящего здесь для него климата.
- У меня в голове пластина, и перегреваться мне нельзя, а в Ташкенте жара. Здесь у нас родственники жили. Дядя был врачом, он меня на ноги и поставил. Весь трудовой стаж мой пришелся на Актюбинск. Меня всюду уважали. Работал и на стройке, и по снабжению – хлебозавод, троллейбусный парк, ПОШ – мои объекты. А теперь я никто!
У меня замкнутый круг. И когда я увидел статью в вашей газете, тоже решил высказаться по поводу судебной системы. Одуреть можно, какие они вещи в суде творят! За ошибки Сталин стрелял. Сейчас бы его вернуть.


Автор: Редакция

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930