Станет ли Актюбинское море – МЁРТВЫМ?
Грозит ли рыбной популяции Актюбинского водохранилища вымирание от промыслового лова и преступлений браконьеров? На эти вопросы искали ответы репортеры «АТ».
Ренат ТАИПОВ
фото автора
фото автора
В редакцию газеты «Актобе Таймс» обратились актюбинцы, озабоченные состоянием Актюбинского моря. Опасение у жителей областного центра вызывают многочисленные рыболовецкие сети, уменьшение уловов и размеров пойманных рыб.
- Я часто езжу на наше «море», - рассказывает Сергей. – Рыбачу. Ни разу не видел, чтобы море зарыбляли, то есть запускали туда мальков. А вот ловят ее там сетями – промысловики и браконьеры. Вот если раньше можно было выловить карпа весом по 15 килограммов, то сейчас таких экземпляров нет. Это, на мой взгляд, говорит, что взрослых отлавливают, когда они еще не успевают нагулять массу.
Запутался в сетях
Корреспонденты «АТ» выехали на Актюбинское водохранилище. Сотрудники местного платного пляжа, к слову надо сказать, не особо ухоженного, признают, что расставленные сети мешают и отдыхающим на море.
- На катерах, на водных мотоциклах ездить невозможно, - говорит местный работник Берик. – В прошлом году, помню, гидроцикл налетел на эти сети, намотал веревку от сети, и блок полностью полетел, а гидроцикл новый совсем был. Восстановлению он, конечно, подлежит, но все равно жалко.
Репортерам предоставили возможность за соответствующую плату совершить обход водохранилища на катере.
- Обычно браконьерствующих тут товарищей ранним утром и вечерами видно. Устанавливают, собирают. А в дневное время какой-нибудь джип на пригорке стоит – наблюдают. Репортеры, вышедшие в плавание, браконьеров, несмотря на вечернее время суток, не обнаружили. Лишь увидели расставленные сети. Далеко вглубь моря не уйдешь – сети мешают. Заприметили и лодку, стоящую на воде у берега.
- Промысловики! - объясняет наш проводник. - Браконьеры позже будут.
Все подсчитано?
После увиденного и услышанного работники СМИ направились к председателю Актюбинского областного общества охотников и рыболовов Алексею Гогелю. Поскольку водохранилище с 2004 года предоставлено в пользование именно этому объединению. Заключен договор на ведение рыбного хозяйства.
- Зарыбление, могу сказать, с 2010 года, когда я пришел в общество охотников и рыболовов, производится ежегодно, - говорит Алексей Гогель.
Председатель общества предоставил репортерам все подтверждающие зарыбление протоколы, ветеринарные сертификаты на завозимых мальков. Из документов следует, что весной 2015 года в Актюбинское водохранилище общество запустило 40 тысяч мальков, а именно – 10 тысяч мальков белого амура, 10 тысяч - толстолобика и 20 тысяч - карпа.
- Все делается в присутствии управления природных ресурсов, инспекции рыбного хозяйства, - говорит Алексей Гогель, демонстрируя подписи и печати. - 9 мая проходили республиканские соревнования по спортивному рыболовству. Спортсмены отозвались очень положительно и готовы приехать еще. Были пойманы карпы. Некоторые даже обрывали лески, и их не смогли вытащить, что говорит о массе рыб.
Меньше ловишь – рыба дохнет
На вопрос, достаточен ли размер зарыбления и не превалирует ли над ним законный промысел и браконьерская добыча Гогель отвечает:
- Я не могу сказать - достаточно или нет. Есть заключение научного института, который определяет количество и допустимый объем улова. Институт увеличил нам допустимый улов с 20 тонн до 44 тысяч тонн. То есть практически в 2 раза.
По научным расчетам, из 40 тысяч мальков, запущенных в водоем, через 2 года можно будет «выловить» 50-60 тонн рыбы. Алексей Гогель, ссылаясь на научное издание «Рыбные ресурсы водоемов Казахстана и их использование» объясняет:
- Вот в издании написано. Когда размеры водохранилища снижаются, популяции рыб реагируют снижением темпов роста, плодовитости и повышением естественной смертности. Никаким ограничением промысла равенства ихтиомасс не сохранить, мы лишь потеряем рыбную продукцию, так как, снижая промысловую нагрузку, будем способствовать повышению естественной смертности и снижению темпов роста. Определенный допустимый улов определить невозможно. Популяция прекратит при отсутствии промысла компенсировать потери от промысла.
Иными словами, Алексей Гогель считает объем промысла, вылова рыб спортсменами и даже браконьерами не опасным для гидрофауны Актюбинского водохранилища.
Снимают и наказывают
При этом в обществе охотников и рыболовов репортерам предоставили докладные, поступившие от егерей, охраняющих море. В настоящее время их четверо, в период нереста рыб – число охранников увеличивают.
- Вот, докладная от двух егерей: 1-го августа замечены 4 человека, занимающиеся незаконным ловом при помощи так называемых «телевизоров». Докладные переданы в УВД с фотографиями. И другими данными.
При этом Алексей Гогель признает, что борьба с браконьерством была бы еще эффективнее, если бы и зарплаты у егерей были повыше и техника получше.
Автор: Редакция