Дело о бутылке водки: почему в Актобе судятся с магазином «Volna»

Дело о бутылке водки: почему в Актобе судятся с магазином «Volna»

Фото: yandex.ru

Сотни актюбинских алкомаркетов продают спиртное, прикрываясь статусом кафе или бара. Читатель @aktobe_times решил разобраться в законности такой продажи. Дело о купленной бутылке водки дошло до суда. Но судья по загадочным причинам не пригласила на процесс актюбинца, выявившего сам факт продажи, и постановила прекратить дело.

Ренат ТАИПОВ

Несмотря на запрет продавать крепкий алкоголь с 21 до 12 часов, в Актобе приобрести спиртное можно в любое время дня и ночи. Исключение составляют сети продуктового ретейла и несколько особо ответственных алкомаркетов. В этом редакция «АТ» убедилась еще в декабре прошлого года: во время контрольной закупки наши репортеры без труда смогли приобрести 7 бутылок водки, посетив 8 точек розничной продажи спиртного.

Журналисты выяснили: мелкие «магазины у дома» не прибегают к хитростям и торгуют, что называется, в наглую; а вот владельцы крупных магазинов, в том числе алкомаркетов, приспособились продавать спиртное через бары, которые обустраивают в торговом зале. Для антуража устанавливают барную стойку, за которой максимум может поместиться двое выпивох. Естественно, усаживаться за стойку ни от кого не требуют – купил бутылку с «барной» наценкой и отправляйся на темны стогна града сего…

Эксперимент, проведенный репортерами, подстегнул одного из наших читателей начать собственное расследование. Итоги поражают: в казахстанском законодательстве зияют пробелы, а суд не усматривает никаких нарушений в продаже алкоголя в неурочный час.

Покупка

Третьего апреля в 21 час 28 минут актюбинец Нурлан Аюпов приобрел пол-литра водки известной марки в магазине «Volna», расположенном на улице Тауелсиздик, 12. Из документов следует, что магазин содержит ТОО «Sarmat Trade», зарегистрированное в Актобе.


В выданном чеке не указано время продажи.

Выданный фискальный чек у Нурлана вызвал удивление: на нем отсутствовало время совершения покупки. Но, поскольку актюбинец расплачивался с помощью QR-кода, точное время продажи алкоголя сохранилось в приложении на смартфоне.

- Согласно статье 166 Налогового кодекса, на всех контрольно-кассовых чеках должно быть указано время, - объясняет Нурлан.

Спустя несколько дней актюбинец направил обращение к руководству ТОО «Sarmat Trade» с просьбой разъяснить: на каком основании «Volna» продает крепкий алкоголь после 21 часа?

- Но ответ мне так и не пришел. Поэтому в дальнейшем я обратился в правоохранительные органы, чтобы они мне дали этот ответ, - говорит Нурлан и называет причину, из-за которой занялся проблемой продажи алкоголя. – У нас в Актобе, и вообще в Казахстане, огромное количество преступлений совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения. В том числе и в семейно-бытовой сфере. Если бы закон работал, то и преступлений было бы меньше.

11 апреля Нурлан Аюпов написал заявление в Городской отдел полиции №2 Астанинского района. Он сообщил, что в продаже алкоголя после 21 часа усматривает нарушение статьи 200 «КоАП» и просит привлечь к ответственности ТОО «Sarmat Trade». Также в заявлении актюбинец уведомил о намерениях участвовать в процессе, если дело дойдет до суда, предварительно согласовав с ним дату и время судебных заседаний.

Сравнил лицензии

Пока делом занималась полиция, Нурлан успел выяснить, что у ТОО «Sarmat Trade» в Актобе, как минимум, две торговые точки. Это отражено в двух лицензиях, размещенных в Интернете в открытом доступе. Так, в лицензии, выданной Департаментом госдоходов на магазин, расположенный по улице Тайбекова, 28, указывается, что объект представляет собой маркет-бар «Волна», а в лицензии, выданной для магазина по улице Тауелсиздик, 12, ни о каким баре или кафе не сказано. В документе лишь говорится, что помещение жилым не является.


По-тихому?

Дело в отношении фирмы было возбуждено по части 3 статьи 200 КоАП «Нарушение требований законодательства по реализации алкогольной продукции». Оно рассматривалось в Специализированном межрайонном суде по административным делам города Актобе.

- Однако административный суд не пригласил меня для участия. Я даже не знал, какого числа были процессы! Хотя я заранее и письменно, и в устной форме уведомлял суд о том, что желаю участвовать в процессе как заявитель. И вот, звоню секретарю (которому также заранее сообщал о своем желании участвовать в процессе), чтобы узнать, как там с моим делом? А она и говорит: «Суд провели уже». «А почему без моего участия?» - спрашиваю. «Так судья решила», - отвечает.

Прекратили

Оказалось, что 20 мая суд постановил прекратить дело из-за отсутствия в действиях ТОО «Sarmat Trade» состава правонарушения. Копию постановления Нурлану Аюпову не предоставили. Получить его удалось, лишь вновь обратившись в полицию.


Постановление адмсуда.

Из постановления следует, что «Sarmat Trade» представил в суде техпаспорт, в котором якобы указывается, что целевым назначением помещения является кафе, а также договор аренды этого помещения.

- Но для продажи алкоголя с 21 до 12 часов этого недостаточно! – считает Нурлан. – Статус объекта должен быть отражен в лицензии на деятельность в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции. А этот статус в лицензии на помещение по улице Тауелсиздик, 12 не указан. В отличие от лицензии на помещение по улице Тайбекова, 28, где значится маркет-бар «Волна». Поэтому я считаю, что судья неверно истолковала. Может быть, попала в некое заблуждение? Может быть, есть со стороны судьи какой-то интерес? Я не знаю! Если в суде есть антикоррупционная служба, я также туда намерен направить обращение.

Требования

4 июня Нурлан Аюпов подал апелляционную жалобу в областной суд:

- В жалобе я описываю обстоятельства дела и указываю на то, с чем не согласен. Первое, с чем не согласен, это, конечно, наличие статуса кафе. Второе - судья не пригласила меня на процесс, не уведомила, в каких числах он будет, и проигнорировала мои заявления о том, что я намерен участвовать в процессе. Я считаю, что таким образом было нарушено мое право, определяемое частью 3 статьи 745 КоАП. К тому же, суд не ознакомил меня с материалами дела, а это уже нарушение части 2 статьи 745. Я прошу апелляционную коллегию отменить постановление специализированного суда по административным делам и требую признать ТОО «Sarmat Trade» виновным. За это правонарушение, как субъекту малого предпринимательства, фирме грозит штраф в размере 40 МРП и приостановление действия лицензии.

Класс неподходящий?

Стоит отметить, что в ходе расследования полиция запросила сведения у Департамента госдоходов о том, каким именно видом экономической деятельности может заниматься ТОО «Sarmat Trade». Стоит отметить, что в Казахстане был создан Национальный классификатор, в котором каждому виду экономдеятельности присваивается соответствующий номер. В ответе, представленном Управлением госдоходов, сказано, что по напиткам вид деятельности фирмы отнесен к 47-ой группе, 25-му классу и 1-му подклассу, что соответствует розничной торговле алкогольными и безалкогольными напитками в специализированных магазинах без возможности употребления этих напитков в самом помещении.

Взять и разделить

- Сведения, представленные Управлением госдоходов, ставят под сомнения законность продажи алкоголя «через бар или кафе» фирмой как в магазине на улице Тауелсиздик, так и на Тайбекова, - считают юристы, к которым обратился репортер «АТ». - А вообще, половины всех этих ухищрений с продажей алкоголя в Казахстане можно было бы избежать, если бы ввели две лицензии: одну - на розничную продажу алкоголя в магазинах, и вторую – лицензию на розничную продажу алкоголя при оказании услуг общепита. Тот факт, что лицензию до сих пор не разделили, можно считать пробелом в законодательстве.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031