Страха нет, есть тревога: как живут студенты из Актобе в России
Источник фото: park72.ru
Более 60 тысяч казахстанских студентов продолжают учиться в РФ. Об этом в недавнем интервью сообщил посол Казахстана в России Даурен Абаев. Такие же цифры назывались и в предыдущие годы. Поэтому говорить о снижении числа казахстанцев, получающих образование в российских вузах, на данный момент нельзя. Но причины для ощутимого снижения потока желающих учиться в России уже созданы. Именно об этих причинах, а также о том, как сейчас живется студентам в воюющей стране, мы переговорили с тремя молодыми казахстанцами. Двое из них обучаются в Уфе и один в Казани.
Ренат ТАИПОВ
- И я, и все одногруппники были шокированы началом войны. Причем, независимо от взглядов, - говорит Айжан (имя изменено), студентка из Уфы. – А в мае 2022 года, насколько помню, сообщили, что Россия выйдет из болонского процесса, и будут прекращены все связи с зарубежными вузами по программе студенческого обмена. Но лично я обучаюсь на нефтяника, поэтому после учебы собираюсь вернуться в Казахстан, и меня эти ограничения не сильно волнуют. Хотя мои подруги (они учатся на творческих специальностях) до сих пор переживают, что не попадут в Европу.
- Нельзя сказать, что программы академической мобильности полностью закрылись для студентов, учащихся в России. Да, в европейские топ-вузы ты не попадешь, а в университеты менее известные - можно. Лазейки есть, -объясняет Дмитрий, студент одного из казанских вузов. – Также мы не можем сказать, что Россия до начала войны полностью находилась в болонском процессе, были некоторые элементы принятия европейских стандартов, от части из них постепенно решили отказаться.
Простые отличия
Наиболее явные отличия между болонской системой и стандартами, действовавшими со времен СССР (как в России, так и в Казахстане), заключался в разницах квалификаций. Так, европейская система отводит не менее 4 лет на бакалавриат, затем 2 года на магистратуру. А «советская» система заменяла два этих этапа – специалитетом, после чего, если возможности позволяли, выпускник вуза мог поступить в аспирантуру. С начала 2000-х и в РК, и в РФ внедряли болонские стандарты. Отказаться от них российские власти решили после введения западными странами антивоенных санкций.
- Сейчас ситуация такая: если поступил на бакалавриат в России до войны, так его и будешь заканчивать. А потом, если потянешь финансово, идешь в магистратуру. То есть, магистратуру еще никто не отменял, - говорит Дмитрий. - При этом уже с прошлого года на некоторые факультеты принимали по программе специалитета. Вот, к примеру, учителя физики, биологии, русского языка теперь будут учиться 5 лет вместо четырех. Но получается: по болонской системе им бы 6 лет пришлось учиться (это вместе с магистратурой). Я уверен, что российские дипломы, независимо от программы обучения, в Казахстане продолжат котироваться.
Упростят?
Стоит отметить, что в республике действует давно отработанный механизм признания российских дипломов. Достаточно предоставить копии выданных вузом документов в ЦОН. Лишь по некоторым специальностям придется пройти дополнительный экзамен. А, к примеру, диплом МГУ в Казахстане не требует никаких подтверждений.
- Могу даже предположить, что процедуру признания дипломов в будущем упростят, - предполагает Дмитрий. - Сейчас Казахстан и Россия в сфере высшего образования стали даже больше сотрудничать. К тому же, в РФ в 2023 году увеличили число грантов на 40% для абитуриентов из Казахстана. Раньше выдавали 500, а в прошлом году - 700 грантов. И обучение бесплатное, место в общежитии дают и даже стипендию. Хотя в Казахстане, кстати, у студентов стипендия выше.
Во время рейда на одной из строек Екатеринбурга мигрантов из Средней Азии заставили стоять на коленях.
Отказ от болонской системы, по мнению опрошенных студентов, не может стать причиной для значительного сокращения желающих учиться в России. Но антимигрантская политика, которую начали претворять в жизнь российские власти, уже создает проблемы для казахстанских студентов.
Давление после теракта
- Конечно, я видел все эти антимигрантские рейды, которые устраивает полиция в городах России, смотрел все эти видео с избиениями, видел, как мигрантов на корточках заставляют ходить по городам. Читал и все статьи о том, как мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана вынуждают идти на войну против Украины. Видел и митинги, которые устраивают местные жители против соседства с выходцами из Центральной Азии, - рассказывает Михаил, студент одного из вузов Уфы. - Но в особенности, как мне кажется, давление началось после теракта в «Крокус Сити Холле». Слежу за новостями российских СМИ – там откровенная кампания против мигрантов. Такое чувство, что всё внимание обратили именно на нарушения, совершаемые выходцами из Центральной Азии и Кавказа. Подается так, чтобы казалось, что мигранты – прямо источник всех преступлений. Даже к нам в общежитие университетское пришли с проверкой. Меня по внешнему виду азиатом не назовешь. Фамилия – русская. Но как узнали, что я мигрант из Казахстана, общаться начали грубо. Я уж думал: сейчас обыск в комнате начнется.
Теракт в «Крокус Сити Холле». Фото: РИА Новости
Трудности с арендой и работой
- Был подготовлен законопроект, который усложняет и ужесточает нахождение мигрантов в России. Если честно, этих проектов сейчас так много, что я не могу точно сказать - успели ли его принять, - признается Дмитрий. – После трагедии в «Крокусе» в нескольких регионах России сформировали списки видов работ, на которые запретили принимать иностранцев. Там и образование, и торговля, и коммуналка… Если говорить о наших конкретных проблемах, то стало очень трудно снять квартиру. В объявлениях сразу пишут: сдаем только гражданам России. Некоторые еще добавляют: «и Беларуси». Конечно, написать в объявлении, что квартира сдается лицам славянской национальности, они не могут. Потому что мы все-таки в Татарстане живем. С арендой квартир и раньше было сложно. Официально регистрировать владелец квартиры нас не хочет. Поэтому приходится договариваться. Ты как бы остаешься числиться в общежитии и при этом нелегально живешь на квартире. После принятия всех этих антимигрантских законов сложно будет устроиться и на работу в России. А многие наши подрабатывают во время учебы. Тут, конечно, всё от работодателя зависит. Но после принятия всех законов работодателям придется массу документов готовить. А кому такая головная боль нужна из-за мигрантов?
Замер мнения
Не повышают привлекательности вузов РФ и откровенные антиказахстанские заявления официальных представителей власти и российских пропагандистов.
Последствия атаки дрона на жилой дом в Одессе.
Последний по счёту замер мнений, опубликованный Бюро экспресс-мониторинга «Demoscope» в мае 2023 года, показал, что в войне, развязанной Кремлем, Украину поддерживают 21,1% казахстанцев, Россию - 12,8%, держатся нейтралитета - 59,8%. Возможно, это соотношение изменится после четко артикулированных заявлений нескольких российских депутатов. Вероятно, обвинения от пропагандистов скажутся и на стремлении казахстанцев отправлять в Россию своих детей.
Момент прилета беспилотника по одному из объектов «Алабуги».
Страх и тревожность
Еще одной причиной для вероятного снижения потока желающих учиться в РФ может стать простое и естественное чувство – страх.
- Когда дроны прилетели по «Алабуге», все тут в Казани в ужасе были! Никто не ожидал, что до Татарстана беспилотники долетят. А Казань ведь еще ближе к границе с Украиной, чем «Алабуга», - говорит Дмитрий, вспоминая атаку на объекты так называемой особой экономической зоны, расположенной в городе Елабуга.
Напомним, 2 апреля 2024 года один из дронов попал в общежитие колледжа «Алабуга-Политех». Пострадали не менее 13 человек.
Расследования, проведенные российскими СМИ, доказывают, что студентов «Алабуги» заставляют днем и ночью работать на заводе по производству дронов - модернизированных иранских «шахедов», при помощи которых Россия бомбит Украину, в том числе и гражданские объекты.
Скриншот видеоматериала о посещении Рустамом Миннихановым производства беспилотников в «Алабуге».
- Поразило не только то, что беспилотники до Татарстана долетели, - говорит Дмитрий. - Многие, если не все, были возмущены реакцией главы Татарстана Рустама Минниханова. Он прямо заявил: «Ребята, никто вас не защитит, не надо ждать, что сработает противоракетная оборона… Мы должны решать своими силами, каждое предприятие, каждый город». Как после таких слов не бояться?
- У нас, в Уфе, в Башкирии, прилета дронов, к счастью, не было. Хотя беспилотник в небе как-то раз заметили. Но причин для тревоги много, - считает Айжан. - Я не поддерживаю войну, и не поддерживаю Россию. И таких, как я, не мало и среди россиян. Мы стараемся ничего лишнего не говорить. О том, что доносов много пишут, я знаю. А вот те, кто поддерживают Россию, они не молчат, они откровенно «топят» без стеснений в выражениях. Но я не могу сказать, что прямо живу в атмосфере страха: дрожи нет. Но тревожность есть, нет чувства безопасности и уверенности – так я скажу.
- Согласен, страха действительно нет, - соглашается Михаил, которому репортер «АТ» представил ответ одного из участников интервью. – Есть тревога. Мы граждане Казахстана, и нас это защищает. Ну, пока, более – менее.
Последствия прилета дрона по одному из объектов «Алабуги». Российские СМИ утверждали, что беспилотник взорвался возле студенческого общежития.
Автор: