«Долго живут только добрые люди»
Он считает себя счастливым человеком. Большая дружная семья, любимая работа и в то же время - увлечение всей жизни. Вот уже сорок лет Ян Николаевич начинает свое утро с прыжка в бассейн. Никогда не ставит возрастных рамок и уверен, что быть здоровым и жизнерадостным можно в любом возрасте.
Ян Липириди,
врач высшей категории по спортивной медицине, председатель этно-культурного объединения греков в Актюбинской области «Эллада», член Ассамблеи народа Казахстана
«Вот только вчера вместе скатывались с горки… Им дали всего полчаса на сборы. Всех в машины и в Казахстан»
Я в совершенстве знаю русский, грузинский, греческий языки. Родился в Грузии, Боржоми. Окончил там русскую среднюю школу. Наш дом был на улице Греческая. На этой улице жили греки, грузины, армяне, осетины, евреи, татары, цыгане. Мы говорили на греко-русско-грузинско-армянском языке. В любой дом мог зайти как в свой. До двадцати лет я вообще не знал, что такое слово нация. Мы жили одной большой семьей.
Первые греки в Актюбинскую область попали в сорок третьем году. Из Туапсе сюда выслали шестьдесят семейств. Последнее выселение было в пятьдесят первых-сорок девятых годах. Очень хорошо помню, как зимой утром проснулся, побежал к своим друзьям, а дома пустые. Вот только вчера вместе скатывались с горки… Им дали всего полчаса на сборы. Всех в машины и в Казахстан. Выселяли тех, у кого было греческое гражданство. Нас, с советским, не трогали. Так как всех моих родственников выселили, я окончил школу и подался в Казахстан.
В пятьдесят шестом году я приехал к двоюродному брату в Алматы. Начал поступать в вуз. Там недобрал один балл. В Актюбинске в это время как раз открывали институт. Так я попал сюда. Помню, что в Актюбинске тогда была только одна асфальтированная улица от вокзала до Карла Либкнехта.
С женой Аллой Гурьевной вместе живем пятьдесят шестой год. Встретились мы в институте. Увидел первый раз, она мне очень понравилась, и я ее больше не отпустил. Конечно, мы, как и многие пары ссорились, всякое бывало. Но ни разу в жизни у нас не вставал вопрос о разводе. Самое первое, что должно быть в семье: умение уступать друг другу. Не зацикливаться на каких-то спорных мелочах. А уступаю во многом я (смеется). Сразу говорю: «Хорошо, вот так и будет». Во всем помогаю ей. С удовольствием мою посуду. Никому не доверяю это дело. Я не хочу, чтобы она занималась мытьем посуды. У нас нет такого, что вот твои две тысячи, это моя тысяча. Все деньги общие. Супруга не знает, что такое покупать продукты. Я же мужчина, добытчик, это моя обязанность.
Всю жизнь вместе работаем. И дома толкаемся, и на работе. Иногда думаешь, вот надоели уже друг другу. Если я уеду куда-то или останусь один, неделю кайфую. Но потом начинаю скучать, хочется, чтобы жена приехала. Звоню ей: «Приезжай, поругаемся немножко, а то скучно без тебя».
«Ни один из моей группы не умер от онкологии. Когда человек ходит в бассейн и отлично себя чувствует, ему кажется, что вода здесь не причем»
Есть хорошие строки. Их можно встретить на дверях многих организаций: «Других не зли и сам не злись, мы – гости в этом бренном мире. И если что не так-смирись. И будь умнее – улыбнись…». Как доктор убежден, что долго живут только добрые люди. Самая главная черта во враче – доброта. У меня племянник работает в Греции нейрохирургом. В этой стране, конечно, много современного оборудования, но нет простого общения. Пришел к пациенту, два слова сказал, аппараты подключил и ушел. А ведь часто больному нужно всего лишь человеческое общение. Работал когда-то на скорой помощи. Приезжаешь к больной, просто измеришь пульс, выслушаешь ее жалобы, и уже человек лучше себя чувствует.
Я всегда говорю, что панацея от всех заболеваний – физкультура. В нашей семье здоровый образ жизни на первом месте. Шесть раз в неделю с супругой мы ходим плавать. Сорок лет я занимаюсь с группой плавания. И есть люди, которые сорок лет ко мне ходят. У меня в пять и шесть утра начинаются занятия с группой здоровья. Сплю по пять часов. Не курю, не пью. Это не значит, что я - трезвенник. Могу иногда выпить стакан хорошего красного вина. Мне через полгода уже восемьдесят лет. Стараемся придерживаться растительной пищи. К каждому блюду - салаты. На столе всегда помидоры, огурцы, зелень и фрукты. Утром готовим каши. Больше всего стараюсь есть утром.
Раком чаще болеют люди, которые не занимаются физкультурой и меньше употребляют кислорода. Кислород убивает раковые клетки. Ни один из моей группы не умер от онкологии. Когда человек ходит в бассейн и отлично себя чувствует, ему кажется, что вода здесь не причем. Перед тем как принять человека в группу здоровья, обязательно делаю электрокардиограмму. В нашей программе упражнения на все суставы. Пришла к нам заниматься женщина с больными суставами, в машину не могла сесть, а сейчас бегает по лестнице. Каждое занятие мы дышим животом по китайской методике.
Я учу пятидесятилетних и шестидесятилетних плавать. Одна из учениц, когда вошла первый раз в воду, держалась за поручни, так боялась воды. Через два месяца научилась плавать. Теперь удивляется, как раньше она не умела. Некоторым говорю: «Посмотрите на свои фигуры. Посмотри, на кого ты похожа, и хочешь, чтобы муж тебя любил? Я иногда жестко с ними, иногда полушутя». А вообще женщины меня любят.
«Книги начал раздаривать. Алгинскому детскому дому подарил пятьсот томов, много раздарил библиотекам»
Сорок три года проработал врачом физкультурного диспансера. Жена восемнадцать лет была главным врачом скорой помощи. Она великолепно поет на четырех языках. Общий стаж у нас на двоих – сто лет. Родились тут мои сын и дочь. Оба закончили мединститут. Дочка - главный врач скорой помощи в Воркуте. Сын работает андрологом, внук – рентгенологом. Актюбинская медицина находится на подъеме. Взять хотя бы кардиоцентр. Проводят уникальное стентирование сосудов сердца. К сожалению, тридцать процентов, которые окончили мединститут, не работают врачами, ушли в другие сферы. Начинающий врач получает от тридцати до пятидесяти тысяч тенге, когда за границей самые высокооплачиваемые и уважаемые люди – медики.
Частая ситуация: приходишь на прием, врач выписывает лекарства и направляет в аптеку, с которой у них договоренность. Очень модно сейчас от всего ставить систему. Один мой друг поехал в Германию делать шунтирование. Взял с собой список лекарств, которые ему тут прописали, там десять препаратов. За границей ему сказали, что пять штук не нужны, три лекарства будут во вред и необходимы только два препарата. Когда мне назначили кучу лекарств, я посмотрел противопоказания: там и почки, и головная боль, и артериальная гипертония. В общем, полный список. Подумал, что мне такого лечения не нужно, лучше продолжать дальше заниматься физкультурой.
Внук учится в школе. Задали в их классе выучить стихотворение, даже перевода не дали. Это то же самое, что я учил английский язык. Десять лет преподавали, а кроме «ай лав ю» ничего не знаю. Я считаю, чтобы выучить язык, нужно только на нем вести урок. А еще как-то мотивировать учителей-языковедов, давать премии.
Мое самое главное увлечение – книги. Собирал около двух тысяч книг, в основном детективы. Дети не хотят читать, внуки особо не интересуются. Книги начал раздаривать. Алгинскому детскому дому подарил пятьсот томов, много раздарил библиотекам. Но чтение не бросил. Сейчас мне интересны детективы писателя Чингиза Абдуллаева.
Я был во многих странах мира, начиная от Вьетнама и заканчивая Англией. Но убедился, что добрее, трудолюбивее, начитаннее, умнее, гостеприимнее нас в мире нет.
Живу, следуя китайской мудрости: «Нужно умереть молодым, а сделать это как можно позже».
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: Редакция