Эксперты: использование воды Актюбинского моря для питья приведет к катастрофе

Эксперты: использование воды Актюбинского моря для питья приведет к катастрофе


Власти задумали покрыть дефицит воды в областном центре за счет Актюбинского водохранилища. «Этот водоем полон тяжелых металлов и других опасных химических веществ. Соединения бора опасны для здоровья горожан, особенно для репродуктивной системы мужчин», – предупреждает профессор медицины. Эксперты также прогнозируют, что водохранилище резко обмелеет - тогда суховеи с песком из Арала поглотят Актобе.

Артур САЙЫН


Городские власти сообщили, что для борьбы с нехваткой воды планируют использовать Актюбинское море. Якобы уже разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. Этой водой горожан намерены поить в ближайшие годы, пишет @aktobe_times

- Мы предлагаем построить систему обеспечения питьевой воды, как в Астане. Вода из Актюбинского водохранилища будет пропускаться через фильтр и подаваться потребителям. Сейчас идет подготовка технико-экономического обоснования. Думаю, в течение 3-4 лет проект будет реализован, - сказал аким Актобе Азамат Бекет.

По всей видимости, проект, о котором рассказал градоначальник, был задуман при прежней администрации. Так или иначе, это сообщение вызвало шок и недоумение у видных актюбинских ученых и экозащитников.



Ударит по мужскому здоровью

Известно, что вода в море целиком загрязнена бором. Источником бора и других тяжелых металлов является Алгинский химзавод. Там в советские годы отходы от производства собирали в отстойниках, откуда ядовитые соединения попадали в почву, а затем в реку Илек, которая образует Актюбинское водохранилище. О том, что вода в реке и в искусственном водоеме опасна для населения, неоднократно высказывался врач-гигиенист и токсиколог, профессор кафедры гигиенических дисциплин и профессиональных болезней ЗКМУ Арстан Мамырбаев. («Речные воды загрязнены десятками ядовитых соединений» «Актобе Таймс» №20 (641) 23.05.2019 г.). Профессор отмечал, что бор, как и хром, обладает общетоксическим и специфическими действиями.



- Специфические действия – это действия на эмбрионы, мужские и женские гонады, мутагенные действия. Если мы говорим о злокачественных образованиях, имеют канцерогенное действие. Точно доказано, что бор обладает гонадотропным действием, воздействует на половые железы. Естественно, будет страдать репродуктивная функция, - говорил в 2019 году Арыстан Мамырбаев. - Самое отрицательное влияние оказывает совместное действие хрома и бора. Мы проводили исследование по комбинированному действию хрома и бора при поступлении в желудок (они могут поступать даже через кожу). Оказалось, что эффект комбинированного действия потенцируется (факторы загрязнения усиливают друг друга. – Авт.)



Ученые проводили опыты над белыми крысами. Им вводили комбинированные дихромат и борат калия. Опыты показали, что больше всего страдает мужской сперматогенез. А у беременных крыс возникли изменения в репродуктивной системе, выявлено и общетоксическое действие.

- Новый аким, наверное, не в курсе об историческом загрязнении, которое существует здесь в Актобе, - говорит Арстан Мамырбаев. - Водохранилище загрязнено бором в больших концентрациях, уровня гораздо выше гигиенических норм, поэтому это несет за собой отрицательные последствия для здоровья населения. Наша река Илек считается одной из самых загрязненных в стране по многим компонентам: и химическим веществам, и по бактериальной флоре.


Фото Акылжана Телеуова. Приточная часть Актюбинского водохранилища в 2021 году. Происходит заболачивание и зарастание русла.


Одним фильтром не обойтись

По словам профессора, даже если власти начнут «гонять» воду из водохранилища в водопроводную систему, потребуется не простой фильтр, а целый комбинат с многоуровневой очисткой.

- Безусловно, прежде чем использовать эту воду для водопотребления, тем более для питьевых целей, необходимо доводить воды реки Илек до кондиции, то есть очищать. Это многоступенчатый процесс: очистка, обеззараживание и так далее. То есть между Актюбинским водохранилищем нужно строить целый комбинат, который будет заниматься очисткой воды, и только потом допускать в распределительную систему. В принципе, не только в Казахстане, но и во всем мире, в России, в центральноазиатских республиках вода рек, озер используется для питьевых целей, но весь вопрос в чистоте. Реки Вахш или Нурек, которые текут в Таджикистане, Киргизии – горные, то же самое и в Алматы: Большая и Малая Алматинки – горные реки. Там вода гораздо чище, чем у нас в Илеке. Даже эти горные реки, прежде чем использовать, обязательно подвергают соответствующей обработке. Без этого не обойтись, а так: брать воду с водохранилища и гнать в водопроводную сеть – это убийство, да и всё!


Недостаток деревьев в прибрежной зоне отрицательно сказывается на водоеме: меняется температурный режим, деградирует почва, нет защиты от песков.


Даже растения поливать нельзя

Кандидат биологических наук, доцент Жубановского университета Акылжан Телеуов несколько лет назад изучал состояние реки Илек и Актюбинского водохранилища. Ученый настаивает, что вода из водоема совсем непригодна для употребления её человеком.



- Этот водоем имеет замкнутый цикл, то есть его проточность зависит не от естественных условий, а зависит от визуального восприятия тех людей, которые контролируют шлюзы, - говорит Акылжан Телеуов. - Соответственно, если воды нет, нет спуска, проточности, водообмена, то все эти гнилостные процессы, загрязнители, по крайней мере, накапливаются. Ещё надо брать во внимание, что в течение какого-то времени воды у нас не было совсем. У каждого сооружения есть определённое назначение, поэтому, исходя из этого назначения, мы должны предполагать его использование. Извините, я не могу из площадки сделать, грубо говоря, аэродром, это просто смешно! Водохранилище строилось именно для поливного хозяйства, также водоем играет рекреационную роль в плане того, чтобы была зона отдыха. Но ни в коем случае как запас воды, предполагающий питьевое водоснабжение! Я в недоумении!

Ученый соглашается, что в случае использования воды из водохранилища здоровье актюбинцев окажется под угрозой:

- Все микроэлементы естественны для существования любой среды, но когда ПДК превышает допустимые параметры, все зависит от иммунной системы самого человека. Говорить, что у всех будет одна какая-то форма болезни нельзя. В силу того, что наша иммунная система и жизненные условия оставляют желать лучшего, последствия могут быть непредсказуемыми.

Дорогое удовольствие

Акылжан Телеуов уверен, что фильтрация столь загрязнённой воды - неподъёмное «удовольствие» для горожан.

- Илек заражен химическими веществами. Вы представляете, какие должен нести затраты город, чтобы это очистить?! – восклицает Акылжан Телеуов. - Предполагаю, что такие фильтры найти возможно, но сейчас я понимаю, что вода станет очень дорогой для гражданина. На сегодняшний день стоит задача именно доступности ресурсов. Конечно, качество для нас - важный аргумент, но все те затраты, которые город намерен нести, это возложат на деньги налогоплательщиков. Мы должны знать, зачем нам такая вода, которая вызывает не только подозрение и сомнение, но и к тому же чья очистка будет бить по нашему карману. Тем более, любой фильтр будет требовать обновления, ремонта. Уверен, что выбранный метод не соответствует нашим реалиям.



По мнению ученого, ни реку, ни водоем очищать надобности нет: этим должна заниматься сама природа.

- Почему мы не можем очистить реку от бора? Потому что это бесполезно. Сложилось общее мнение, чтобы оставить это загрязнение для исторического очищения. Полагаю, что природа умнее, чем те методы, которые носят временный характер. Надо признать: процесс накопления всех тех веществ, которые шли с Алгинского химзавода, длился в течение десятков лет. Маловероятно, что найдётся какой-то метод, который позволит даже в течение 5-10 лет расчистить всё это. Да и вообще таких примеров нет!

Пустыня в городе

Эксперт считает: если закрывать дефицит воды ресурсами Актюбинского моря, то оно может очень сильно обмелеть. Тогда город лишится защиты от песчаных ветров со стороны Арала.

- Водосборная площадь реки Илек полностью зависит от Мугоджарских гор, что там творится, вы знаете: на истоках стоят щебеночные заводы. Далее - все притоки реки Илек отданы на пользование землевладельцам, которые самопроизвольно строят плотины. Если вы хотите обеспечить город водой, обеспечьте сначала Илек водой! Поэтому очень трудно сказать, что даже без этого проекта водохранилище будет соответствовать изначальным параметрам, и я имею в виду уже не химически и не качественно, а хотя бы по наполняемости. Если мы водохранилище потеряем в результате безумного использования воды, проблема с запахами в городе ничего не будет стоить по сравнению с той пылью, которая будет нестись с Арала – опустынивание зайдет в Актобе. Ведь по розе ветров у нас видно, что большей частью около 30-40% ветров идут с юга и юго-востока, из Арала. А у водохранилища уникальная функция - оно нас защищает.

Ученый настаивает, что водохранилище нужно спасать сейчас, а именно: начать высаживать вокруг него деревья. Тогда это позволит предотвратить колебания температурного режима, и, как следствие, понизит испаряемость воды.

«Требуем публичных слушаний!»

Руководитель ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин категорически против переброски воды из водохранилища в систему водоснабжения.



- Никогда Актюбинское водохранилище не планировалось использовать для питьевых нужд! - заявляет Александр Мандрыкин. - Водохранилище создано для формирования соответствующего микроклимата городской среды и для водообеспечения прибрежных зон, полива городских участков, вот и всё! Так было с советских времен, даже на ТЭЦ никогда не предусматривалось такую воду использовать, потому что вода очень грязная. Превышение по бору в отдельные периоды достигало 23 ПДК, это только в верхних поверхностных водах, а там ещё есть тяжелые металлы - находили когда-то аммонийный азот.

Идея просто абсурдная! У Илека максимальная мощность, которую река может выдать, - 12,5 тысячи кубов в сутки, а город потребляет в среднем 130 тысяч кубов воды в сутки. То есть это примерно 10% от объема. Тем более это водохранилище сезонного регулирования: сегодня густо, а завтра пусто!


Отходы Алгинского химзавода - главный источник загрязнений реки Илек.


Экозащитник требует от властей организовать общественные слушания:

- По закону, они обязаны провести публичные слушания. Мы требуем, чтобы созвали всех ученых, общественников, простых горожан!

Алгинский химзавод отравил воду бором, фтором, мышьяком и ртутью

«По данным геоэкологического обследования, выполненного в 2008 году, в подземных водах вблизи шламонакопителя Алгинского химзавода были выявлены превышения ПДК по бору, фтору, брому, марганцу, натрию, магнию, стронцию.

В поверхностных водах наибольшие содержания бора, фтора, фосфора отмечены в водах шламонакопителей.

В реке Илек высокое содержание бора (20 - 40 ПДК) было отмечено в «центральной части», непосредственно в районе шламонакопителей АХЗ.

На территории Алги в разных частях отмечались повышенные содержания меди, свинца, цинка, серебра, бария, стронция, фосфора, олова, мышьяка, бора, железа, ртути, фтора.

При рассмотрении карт загрязнения было показано, что большая часть аномальных зон сосредоточена в северной части Алги, примыкающей к территории завода, а также вдоль автомобильных трасс, идущих от завода в Актобе.

При сопоставлении результатов геохимической съемки 1988-1990 годов с результатами, полученными в 2009 году, было выявлено, что загрязнение почвы на промплощадке практически не изменилось и соответствовало уровню 1990 года».


Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930