Актюбинское море осушили, дно превратили в карьер для добычи песка
Власти должны незамедлительно принять меры для спасения главного водохранилища области – уверены председатель и егеря Общества охотников и рыболов. Они надеются на помощь главы региона и сообщают о том, что более 30% акватории моря уже превращены в песчаные карьеры. Тысячи рыб погибли. Уничтожены нерестилища. Защитники моря опасаются нового сброса воды, который приведет к массовой гибели всего живого.
В минувший понедельник, 5 мая, корреспонденты «АТ» побывали на Актюбинском водохранилище и пришли в ужас от увиденного. Приехали мы вместе с сотрудниками Областного общества охотников и рыболовов, для которых пейзажи уничтожаемого моря уже давно стали привычными, но гибель водоема воспринимается егерями еще острее. Ведь на протяжении многих лет они защищают море от браконьеров, выпускают в водоем тысячи мальков, большая часть из которых гибнет из-за нерадивого использования главного водохранилища Актюбинской области.
Третью часть водоема уже и морем назвать сложно: она превращена в несколько озер, соединенных небольшими протоками. И виной тому огромные по размерам карьеры, в которых добывают песок.
Первый сброс
Напомним, к осени прошлого года по решению «Казводхоза» из моря сбросили не менее 100 млн кубометров воды, оставив лишь критические 55 миллионов. На такой шаг пошли якобы для ремонта плотины водохранилища. Треть водоема фактически высохла. Погибла основная кормовая база – многочисленные рачки и моллюски. Раковинами мертвых животных было усеяно обнажившееся дно. Верховья водоема превратились в подобие болот. Этим не преминули воспользоваться недродобывающие компании. Бывшее дно моря превратили в карьеры для добычи песка. Сколько грунта вывезли – одному Богу известно.
Егеря и вовсе задаются вопросом: а не сбросили ли воду из моря только ради добычи песка и наживы?
Увиденное
Участок моря за старым мусульманским кладбищем перекопан, стоят самосвалы и несколько земснарядов. В вагончике дежурят рабочие.

На втором участке моря, соответствующем 20-23 километру трассы Актобе – Алга, был вырыт огромный карьер. Как рассказывают егеря, песок отсюда вывозили всю зиму.
- Естественно, из-за прошлогоднего сброса воды часть рыбы ушла по Илеку, большая часть погибла в отшнуровавшихся озерцах и лужах, - рассказывает старший егерь Алик Наджафов. - После сброса воды здесь вырыли карьер. Хотя это вообще нерестильная зона. Получали ли они разрешение на добычу песка – неизвестно. Вот здесь, вокруг карьера, возвели искусственный барьер. Возможно, его накладывали, чтобы вода не зашла.
Второй сброс
С таянием снега в этом году берега Актюбинского моря наполнились. Чему егеря очень радовались, думая, что объемы воды в восстановившемся море будут сохранены. Карьеры к началу весны были залиты. А затем воду из моря вновь сбросили.
- За эту весну вода набралась хорош. Море полное было, - продолжает Наджафов. - Но в течение апреля водоем опустошили. За всю мою практику, сколько лет я здесь работаю, такого сильного сброса, как весной 2025 года, я не видел. Представьте себе: вечером лодку ставят у берега, а утром приходят, вода уже на несколько метров ушла. Рыба не успевала уплывать, оставалась на мели и гибла. Ее птицы клевали. Все, кто давно работает на водохранилище, удивлены были таким халатным отношением к морю.

На данный момент участок на 20-23 километре затопленным остается лишь частично. Гребень карьера, ставший дамбой, мешает проходу рыб к нерестилищам возле Бестамака. Рыбе придется нереститься практически в полузатопленном карьере. Егеря опасаются, что в ближайшее время сброс воды из моря продолжится. Тогда тысячи рыб вновь погибнут.

- Я вообще думаю, что ради карьеров в том числе и сливали воду, а не только ради предотвращения паводков и разбавления фекальных вод, идущих с очистных сооружений, - считает один из егерей. – Вы и сами видите: недропользователи сейчас здесь дежурство устроили, ждут. Я думаю, что они перекинут сюда земснаряды, берега начнут чистить и добывать песок.
Надеясь на помощь акима
- Актюбинское море, в принципе, и так мелкое, но раньше оно не цвело, - объясняет председатель Общества охотников и рыболовов Алексей Гогель. - А теперь цветет. Вокруг, помимо всех бед, еще и помет складируют, нечистоты попадают в море, а с ними и азот. Из-за того, что в море воды еще меньше стало, содержание азота повышается. Водоросли развиваются активно, они сильно поглощают кислород в воде. В итоге кислорода для рыбы становится меньше. У нее начинается кислородное голодание, в итоге мальки погибают, выжившие плохо развиваются, плохо растут. Мы каждый год должны зарыбление проводить. Вот в прошлом году, в мае, мы запустили 70 тысяч малька карпика-годовичка. А потом все лето воду из моря сбрасывали, часть рыбы погибла, часть ушла, часть осталась. Нам бы хотя бы заранее сказали в прошлом году, что такие объемы сбросят... В этом году еще не зарыбляли, а должны 88 тысяч мальков выпустить. А как запускать? Большая часть ведь опять уйдет из моря или погибнет…

Алик Наджафов снимает сети, оставшиеся на участке моря, превратившегося в лягушатник.
Общество охотников и рыболовов наделено полномочиями лишь на борьбу с браконьерами. Против владельцев карьеров, против фабрик, сбрасывающих тонны отходов, они бессильны. Единственная возможность – просить помощи у акимата, природоохранной прокуратуры, депутатов и общественного совета. К ним Алексей Гогель обращался неоднократно. Но уничтожение Актюбинского моря никто не смог остановить.
«В срочном порядке необходимо закрыть карьеры по добыче балласта, расположенные в водоохранных зонах и полосах поймы реки Илек и Актюбинского водохранилища, - пишет Алексей Гогель в одном из заявлений, так и оставшихся без ответа. - Необходимо потребовать от недропользователей, ведущих разработку карьеров, провести рекультивацию земель. Нужно произвести оценку ущерба, нанесенного рыбным ресурсам в результате разрушения нерестилищ с привлечением независимых экспертов, ихтиологов в области рыбного хозяйства».
Автор: Ренат Таипов