История старой мельницы: как и зачем украинцев переселяли в Казахстан

Крестьяне Украины

Полтора года актюбинские власти обещают отреставрировать мельницу, разрушенную летним ураганом. Законсервированная наспех, остается она не только последним деревянным памятником архитектуры, но и памятником народа, боровшегося с двумя империями, пережившего за 3 столетия бесчисленное число депортаций и столкнувшегося с самой безжалостной войной нового века.

25 июня 2023 ураган, пронесшийся по Алгинскому району, разрушил старую деревянную мельницу, стоявшую в поселке Есет батыра. Установлена она была в 1909 году украинскими переселенцами. Актюбинские власти планировали отреставрировать мельницу в ушедшем 2024 году, но обещания так и не выполнили. Стоит отметить, что мельница была включена в список памятников истории и культуры местного значения. Она оставалась единственным деревянным памятником архитектуры, сохранившимся в Актюбинской области.

Мельница в Павловке

Мельницу в Павловке законсервировали. Сейчас она выглядит как скворечник.

Деды-основатели

Репортерам @aktobe_times удалось разыскать потомка переселенцев, которые и доставили мельницу из Украины. Сергей Лаврушко живет в Алге, исчерпывающими сведениями о своих предках, к сожалению, не владеет. Знает о них по рассказам бабушки, а также из документов репрессированных родственников.

- В детстве мы особо историей семьи не интересовались, - признается Сергей Петрович. - Думали, что бабушки и дедушки будут вечными. Но я нашел документы о реабилитации Ивана Калистратовича Лаврушко, репрессированного в 1937 году. Он родной брат моего деда Федора Калистратовича. В документе этом указывалось, что брат деда родился в 1894 году в Екатеринославской губернии (ныне часть Днепропетровской области. – Авт.). Указан и район или поселок – Петровский. Бабушка же рассказывала, что из Украины отправились они в путь в 1907-1909 годах. Было их 7 братьев Лаврушко. Один из них – Калистрат. Ехали с семьями – с женами, и детей было по 5-6 человек. Кто-то рождался по дороге. Всё имущество свое везли на волах, в том числе и мельницу. Добирались долго, потому что с собой еще и скот гнали. В Казахстан прибыли на освоение новых земель. Почему же из Украины уехали? Может, прижимали их там, или голод был... Как прибыли, хаты построили, начали землю пахать. Работяги все были: и кузнецы, и плотники. Всё умели – вот и мельницу собрали, муку мололи.

Украинские деревни

Клан Лаврушко и другие прибывшие украинцы основали несколько поселений – Павловку, Семеновку, Богдановку…

По всей видимости, братья Лаврушко перебрались на земли актюбинщины благодаря аграрной реформе, инициированной Петром Столыпиным в 1906 году. Естественно, первыми украинцами, поселившимися в нашей области, братья Лаврушко не стали.

Жернова истории

Историки считают, что проблема миграции украинцев в казахстанские земли изучена неполно, но выделяют несколько ее волн, различных по массовости.

Первые и единичные поселения украинцев в Казахстане известны с 15-16 веков. В дальнейшем российская экспансия (территория Украины являлась частью Российской империи) лишь усиливается. В 17-18 веках украинские поселения появляются по долинам рек Урал, Тобол, Илек, Есиль, Иртыш. Причем в этот период казахстанские земли заселяются украинцами преимущественно насильственным способом - путем репрессий и депортаций.

Депортация в колонии

Как полагают исследователи, именно в долины названных рек, в том числе Илека, по указу Екатерины II были депортированы семьи участников народно-освободительного восстания 1768 года, известного под названием Колиивщина и воспетого Тарасом Шевченко в поэме «Гайдамаки». В эти же места были высланы и запорожские казаки после падения Запорожской Сечи в 1775 году.

Гайдамаки

Иллюстрация к поэме Шевченко «Гайдамаки».

«К сожалению, установить точное количество выходцев из Украины среди этих категорий насильственных переселенцев и проследить их дальнейшую судьбу без детального изучения архивных материалов до ХІХ века практически невозможно, - пишут историки. - В ХІХ веке переселения в казахские степи выходцев из Украины были связаны с реализацией царским правительством политики военно-казачьей колонизации территории Казахстана».

Две волны массовых миграций

Первую массовую миграцию украинцев в Казахстан исследователи датируют концом 19 века и связывают ее с несколькими законодательными преобразованиями: отменой крепостного права (1861 год), введением «Временных правил в переселении крестьян на свободные казенные земли» (1881), изданием Закона «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и порядке переселения лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время» (1889). Способствовало миграции и открытие Сибирской (1894) и Оренбург-Ташкентской железных дорог (1906).

Основу переселенческого потока в этот период составляли выходцы из Полтавской, Харьковской, Екатеринославской, Таврической, Киевской, Херсонской и Черниговской губерний.

По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897), на территории Казахстана проживало 86,7 тысячи украинцев.

Столыпин принимает крестьян

Столыпин принимает рапорт у волостного старшины.

Вторую массовую миграцию украинцев в Казахстан обусловила Столыпинская реформа, действие которой продолжалось и после гибели ее инициатора (1911) вплоть до Февральской революции. К 1917 году число украинских переселенцев в Казахстане выросло в 8 раз и составило более 700 тысяч человек.

Цель репрессий - репрессии

Захват власти большевиками изменил (а точнее - изуродовал) устоявшийся быт потомков переселенцев, пришедших на земли актюбинщины с братьями Лаврушко.

- Деды наши много работали – от зари до зари. И жили, можно сказать, по тем временам зажиточно, - рассказывает Сергей Петрович. – Завистливых людей было много – написали донос. Семью раскулачили. К счастью, никуда не выселили, но скот отобрали в колхоз.

Неподалеку от мельницы стояла церковь, построенная переселенцами.

- Как и мельница, она на возвышенности была. И во время революции активисты, так сказать, ее разрушили. Даже следов от фундамента не сохранилось, - говорит Сергей Лаврушко.

Поселения, основанные украинцами – Павловка, Семеновка, Богдановка – оставались по числу жителей небольшими. Потому советская власть решила укрупнить Павловку.

- Я был в шоке, когда мне отец об этом рассказал, - вспоминает Сергей Лаврушко. - Хорошее было поселение Семеновка - на берегу реки… И вот как-то раз пришли красноармейцы и за одну ночь переселили всех из Семеновки в центральную усадьбу – в Павловку. Так же и с Богдановкой поступили. Вот такие, как называется, перегибы советской власти.

Раскулачивание

Название Павловка большевиков не устроило, переименовали ее в совхоз имени Максима Горького – буревестника революции, оправдывающего репрессии и замалчивающего ужасы сталинских лагерей.

22 декабря 1937 года чекисты пришли за Федором Калистратовичем, дедом Сергея Лаврушко, а днем позже – за его братом Иваном Калистратовичем. Обоих обвинили в призывах к свержению советской власти, обоим назначили 10 лет лагерей. Там они и погибли.

Спецоперация «Запад»

Извращения исторических фактов, которыми полнились советские школьные учебники, сформировали у граждан СССР мнение, что после 30-х украинцы массово переселялись в Казахстан на добровольной основе – вслед за эвакуированными заводами и для освоения целины. Реальность же была иной - жуткой.

После советской оккупации в 1939 году из Западной Украины были депортированы более 100 тысяч жителей Галиции, Волыни и Северной Буковины. Большую часть из них расселили в Казахстане.

Естественно, не оставили в покое украинский народ и после Великой Отечественной. Чтобы подавить повстанцев, продолжавших бороться с советской властью, из Западной Украины были депортированы десятки тысяч: в 1945-1946 года около 30 000 украинцев, а в результате спецоперации «Запад», проведенной в октябре 1947 года, - еще 76 000 человек. Многие из них также оказались в Казахстане.

Ободрали для топки

К моменту рождения Сергея Лаврушко, в 1962 году, мельница в Павловке уже не действовала. По рассказам старожилов, муку она молола еще в 1955-ом, то есть целинников могла и встретить.

Мельница в Актюбинской области

Так мельница выглядела до урагана. Она оставалась одной из главных достопримечательностей Алгинского района.

- К концу 70-х мельница уже стояла ободранная, - рассказывает Сергей Петрович. - Газа не было, ничего не было, вот и ободрали ее на доски для топки. А лопасти уже не крутились давно. Видимо, как закончили молоть, так вскоре и остановили: детвора поначалу на лопастях каталась. Говорили мне, что и несчастные случаи были. Когда мне исполнилось 15-16 лет, ее восстановили, видимо, по заказу совхоза. Татарин один реставрировал. Жернова внутри уже не стояли, они лежали рядом. Мельница когда-то пожар пережила, поэтому часть внутренностей сгорела. А в июне 2023 года она полностью развалилась. Потом, я так понимаю, начали реставрировать. Сейчас она стоит, как скворечник: лопастей нет, тонким профлистом крышу накрыли.

Реставрацию не прошла

В понедельник, 6 января, чтобы узнать о дальнейшей судьбе мельницы, репортеры «АТ» обратились в Управление культуры. Нам ответили, что мельница в декабре якобы прошла полную реставрацию, и даже пообещали прислать фотоснимки. Через время в редакцию обратился представитель Центра исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия Фархад Досмуратов. Он признал, что в управлении предоставили неверные сведения. В 2024 году мельницу лишь законсервировали, а реконструкцию обещают завершить только к осени 2025 года. Работы доверили компании из Астаны.

Разбросало

- Родственников в Павловке, точнее поселке Есет батыра, у нас не осталось, - говорит Сергей Лаврушко. - Многие уже после войны переселились в Алгу. Вот и я с семьей в Алге живу. Отец и дядька работали на химзаводе. И я на этом заводе в сернокислотном цехе 13 лет проработал. Ушел оттуда в 1993-м. К тому времени буру перестали выпускать, всё на заводе растащили…

В Украину из клана Лаврушко, как говорит Сергей Петрович, никто не вернулся:

- Очень многие в Оренбургскую область переехали, сюда – ближе к Акбулаку. Там много родственников живет.

На вопрос, хотелось бы ему побывать в Украине, на исторической родине, он отвечает:

- Естественно! Там остались родственники, есть они и в Белоруссии, дочь моя переписывается. Конечно, хотелось бы, но вы сами видите, какое сейчас положение. Судьба, как говорится, раскидала всех, кого куда.

Сергей Лаврушко

Сергей Петрович охотно рассказывает об истории своего рода.

Сергей Петрович бывает в Павловке, ухаживает за двумя могилами представителей клана Лаврушко. Упокоение они нашли в нескольких метрах от мельницы на «максимогорьковском» кладбище.

- Могил там много, но у большинства - только холмики. А на двух могилах сохранились кресты из песчаника, на которых написано «Лаврушко», указаны инициалы. Кресты раньше стояли, а потом лопнули. Я их положил и залил вокруг цементом. Отец говорил, что здесь похоронен его дед...

На кладбище в Павловке

Могилы предков Сергея Лаврушко находятся в нескольких метрах от мельницы.


Мельницы в Украине

Такими были мельницы на Полтавщине в 19 веке.



Автор: Ренат Таипов

Похожие новости
Календарь новостей
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031