DataLife Engine / «Я всегда мечтала, чтобы зрительный зал был полный»

«Я всегда мечтала, чтобы зрительный зал был полный»



Дина Ниязова,
художественный руководитель Актюбинской областной филармонии имени Г. Жубановой

Моя мама работала преподавателем Алгинской музыкальной школы. Она все время брала меня с собой на работу, поэтому я жила среди музыки. Нас в семье пятеро. Родители всех отдали учиться в музыкалку, чтобы мы не слонялись без дела. Каждый из нас в дальнейшем понял, кому стоит продолжать заниматься музыкой, а кому нет. Я всегда чувствовала, что это - моя стихия.

Мама с папой взяли в кредит фортепиано, чтобы я училась играть. Стоил тогда инструмент семьсот с пятьдесят рублей. И выплачивали мы за него по пятьдесят рублей в месяц. Для моей семьи это были очень большие деньги. Я понимала это и старалась оправдать родительские надежды.

Помню, как по просьбе моего преподавателя пыталась подобрать по слуху на моем новом фортепиано детскую песню «Маленькой елочке холодно зимой». У меня получилось. В это время пришел настройщик инструмента. Он попросил меня сыграть. Я там что-то наиграла одним пальцем, на что он сказал: «И все, что ли? Смотри, как надо». И начал играть «Вологду». Меня так впечатлило, что я сама стала пробовать подобрать по слуху этот мотив, тренировалась долго. И вот на уроке хора сидят человек пятьдесят, и я начинаю играть «Вологду». После подбирала по слуху все, что угодно, вплоть до хитов «Ласкового мая». Кроме меня, такого никто не играл, поэтому я тогда была звездой музыкальной школы (смеется).

После окончания музыкального колледжа мне очень сильно захотелось выйти замуж, как бы мама ни противилась. Естественно, мне тогда пророчили не свадьбу, а большое будущее в Алматы. Но я никогда не стремилась переехать. Мне очень нравится в Актобе, и я четко понимаю, что мне никуда не нужно уезжать. После учебы меня оставили преподавать в музыкальном колледже.

«Один концерт в квартал – уже считалось хорошо. Я поняла, что классика меня не прокормит, и ушла в художественную самодеятельность»


В прошлом году актюбинской филармонии исполнилось семьдесят лет. Я пришла сюда работать в две тысячи третьем году. Только открывался камерный оркестр, и меня пригласили в качестве пианистки. Слепили состав из того, что было. Сейчас за последние пять лет ситуация улучшилась. Приезжают специалисты из других городов Казахстана.

Для такой большой области надо открывать специализированную музыкальную школу. У нас такой дефицит кадров в глубинке… От игры некоторых районных пианистов хочется плакать. На весь Западный регион нет ни одного оперного театра. Что говорить о создании симфонического оркестра, когда камерный оркестр не знаем, кем заполнить.

Было время, когда трудилась на пяти работах, причем везде официально. Одно время музыканты филармонии работали бесплатно. В девяностые один концерт в квартал - это уже считалось хорошо. Я поняла, что классика меня не прокормит, и ушла в художественную самодеятельность. Научилась писать фонограммы. Купила синтезатор за триста с лишним долларов и стала работать с КВН-щиками, эстрадниками, освоила детский репертуар. Играла на концертах художественной самодеятельности у таможенников, налоговиков и в других организацях Платили очень хорошо. И в тот период, когда был развал, я его не почувствовала, потому что нашла свою нишу.

Когда меня попросили стать художественным руководителем филармонии, я не знала, что делать. Открыла сайты российских филармоний, позвонила в Челябинск, Тольятти. Просто поговорила с художественными руководителями, абсолютно незнакомыми мне людьми. Таким образом и получила ускоренный мастер-класс по телефону. Мысли прояснились, я поняла, как мне дальше работать.

«Уже не звоню и не прошу прислать тридцать курсантов, чтобы они послушали концерт»


В детстве сочиняла музыку. В школьном эссе я имела неосторожность написать, что мечтаю стать композитором. Учитель русского языка и литературы перед всем классом перечеркнула мое сочинение и написала резолюцию, что у меня бредовые мечты. Пять лет назад все-таки попробовала себя в качестве мелодиста. Но себя не считаю композитором.

Очень люблю рукоделие. Я умею все: вышивать, делать корпешки, вязать, украшать одежду. Научилась делать прически и профессиональный макияж. Это удобно, когда концертмейстер создает образ солистам. Артисты со своей зарплатой не могут себе позволить визажиста, который будет им делать макияж на каждое выступление. Перед концертами девчонки стоят в очереди, чтобы я их накрасила.

Имя Дина означает силу. Я только снаружи выгляжу доброй, но внутри меня хороший стержень. Когда общаюсь с мужчинами, не ощущаю себя томной женщиной, наоборот - наравне с ними. Вообще очень редко злюсь, практически не нервничаю. У меня почти нет подруг. Моя сестра Айгуль - мне самый близкий друг (Айгуль Арынгазиева – заместитель акима города). Мы вместе росли, жили в общежитии. И вообще, столько всего вдвоем прошли.

Уже не звоню и не прошу прислать тридцать курсантов, чтобы они послушали концерт. Зрительный зал всегда полный. Я всегда об этом мечтала. Актюбинцы заранее покупают билеты на концерты филармонии. И так на душе радостно, когда все билеты разобраны! Не знаю, чья это заслуга. Может, потому что за последние годы нам удалось правильно поставить концертную деятельность. Да и сейчас духовно люди опустошены настолько, что уже сами бегут за искусством.

Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
30-04-2016, 09:00,120
Вернуться назад