«У меня ощущение, что наш лицей - последний островок коммунизма»

«У меня ощущение, что наш лицей - последний островок коммунизма»


Новый герой рубрики «О времени и о себе» - художник и педагог Ботагоз Кусалиева. С 2001 года она обучает ребят в Городском художественном лицее. Занимала Ботагоз Болаткалиевна и пост директора ГХЛ, и вот уже много лет является завучем.

Беседовал Ренат ТАИПОВ


Баланс – к счастью

Я вот прочитала, что в Индии индекс счастья самый высокий. Хотя огромный процент людей там живет плохо. Сидит человек в картонной коробке у дороги - и он счастлив тем, что имеет.

Надо стараться быть счастливым в любой ситуации, нужно иметь внутри покой. Не всегда у меня это получается. Потому что абсолютно счастливыми могут быть, наверно, только дураки. А когда много знаешь и понимаешь – от этого счастливее не становишься. Как найти этот баланс? Меня мучает этот вопрос очень давно.

Как художник, я - всегда за асимметрию. Асимметрия – это движение!

Может быть у меня розовые очки, но хочется, чтобы все было прекрасно. Поэтому в «Инстаграме» я подписана на разные страницы – с красивыми видами Италии, Японии, на различных художников.

Сама «Инстаграм» не веду. Не хочу в кафе фотографировать тортик. Не хочется скатиться в банальность.

По знаку зодиака я Близнецы. Нам все время нужны новые впечатления и смена обстановки. Без этого человек закисает. Поэтому я всегда стараюсь куда-нибудь выехать.

Наш директор Инна Михайловна говорила: «Я принимаю на работу только красивых людей». Я ее понимаю – хочется, чтобы глаз радовался. Когда я учу детей рисовать людей, говорю: «Смотрите: люди все разные, и когда вы научитесь их рисовать, вы увидите, что все люди красивые».



О современном искусстве

Мне очень нравятся инсталляции. Вот на «ЭКСПО» в Астане между павильонами были установлены очень интересные символы ветра, энергии, воздуха. Такие современные и обтекаемые. Меня очень сильно впечатлили.

Всегда новое искусство вызывает отторжение в обществе. Когда-то и против импрессионизма выступали. Все говорили: что это за мазня? И когда передвижники писали портреты крестьян, тоже выступали против. Но художники должны искать новые пути.

Об аниме

У детей сейчас очень популярна культура аниме. Приносят такие работы на защиту эскизов. Но мы, как педагоги, пытаемся сопротивляться. И сами задаем себе вопрос: почему же мы сопротивляемся?

Говорим ученикам: «Мы даем вам академическое образование. Вы, давайте, вот это свое аниме бросьте! Если вы поедете со своим аниме в Японию, вас никто не поймет, и вы там даром никому не будете нужны, потому что своих анимешников там полно, их девать некуда».

Может быть, это я, как завуч, выработала такую политику: аниме – это хорошо, но надо развивать собственную культуру. Я за то, чтобы у нас развитие шло чего-то казахского.



Как Казахстану заявить о себе

У меня есть одна мысль, и я ее нигде еще не озвучивала. Но она меня греет и где-то зреет. В Казахстане должен быть институт орнамента. Вот сидит швея – она орнамент придумала и его везде использует. Хотя раньше на рукаве, скажем, использовались одни орнаменты, на подоле – другие. Некоторые узоры защищали путника в пути. То есть, на одних участках одежды они были приемлемы, а на других – нет. Почему бы не создать такой институт, посвященный изучению символики орнамента, да и всему, связанному с тем, традиционным укладом?

Конечно, я не говорю, что мы должны скатиться в средневековье и жить в юртах. Все должно быть правильно трансформировано. А чтобы это сделать, нужно всё хорошо изучить.

Я, как и все, увлеклась Кореей. Сериалы смотришь и удивляешься. Вот люди, и как они похожи на казахов! Но они же смогли свою культуру на весь мир транслировать. И весь мир им рукоплещет. А я ученикам говорю: «Все равно вам нужно изучать казахское национальное и нести его с гордостью во весь мир. Так вы о себе заявите!»



О многообразии

Какое-то время назад я увлеклась планетой Marvel. Мне было интересно – внуки же играют: «Вот Железный человек, вот Грут». «Ой, - думаю, - кто это, что это?» Разрыв поколений, получается. Поэтому решила: надо посмотреть. Оказывается, это целая идеология, там целый мир, целая страна. В этой индустрии работают художники, дизайнеры, есть новые профессии, которых мы уже не знаем. А детям нужно знать.

Я пытаюсь в этой планете Marvel находить доброе и светлое. Бывают, конечно, в этих фильмах некоторые моменты, которые, как в Европе… И они мне не сильно нравятся – вся эта история с толерантностью. Просто я надеюсь на благоразумие наших детей и на разум, который восторжествует. Ну и потом – многообразие жизни… Мы от него никуда не денемся. Всё воспринимать в штыки – себе вредить.

Об учениках

«Архитектура сейчас сильно развивается, - говорю я детям. - Туда идти нужно». И многие идут. Наверно, 50 процентов выпускников поступает именно на архитектуру.

Очень интересный художник – Сырым Мусрепов. Он наш выпускник. И скульптуры у него, и инсталляции, объемные панно… Сейчас он в Астане. Мы его знаем с нулевого класса. Сырым с детства показывал себя очень интересным ребенком. Он очень благодарный всегда. Когда приезжает в Актобе, всегда в лицей заходит. Чистый и хороший человек.

Но многие выпускники уезжают в Россию и за рубеж. Это немного печально. Потому что они не возвращаются. Получается, мы их учим, но учим для кого-то другого.

Художники в наше время за рубежом имеют возможность создавать удивительные вещи – и в кино, и в дизайне. А у наших детей талантов не меньше. Они все могут! Если бы у нас были такие же возможности, как за границей, как бы раскрывались эти таланты!



О своем творчестве

До персональных выставок я еще не доросла, потому что должно быть большое количество работ. А на это нужно время. Работы есть, они висят, у мамы, у дяди, у тети, у двоюродного брата. У меня своих работ дома нет. Как сапожник без сапог.

Работаю творчески мало. Но, работаю. И, знаете, как бывает. У кого-то из родственников день рождения. И мама такая: «Ботагоз, давай, рисуй!»

Мама – двигатель моего художественного процесса. Она не имеет художественного образования. Но безусловно имеет превосходный вкус. Всё моё детство меня обшивала. Она очень активный человек. Ведет свой «Инстаграм», вяжет сумочки, шляпки, игрушки в японской технике амигуруми.

Если считать, что у мамы активность - 10 баллов, то у меня, наверно, шесть. До нее мне очень далеко!



О лицее и годах директорства

Когда была директором лицея, поняла, что для этой должности нужно очень много здоровья. Сплошные переживания! Но зато я еще поняла, что директор – это тоже человек.

У меня ощущение, что наш лицей - это такой вот последний островок коммунизма. Наверно, потому, что все художники - люди простые.

Про коронавирус и «удаленку»

Ныть и страдать было некогда. Когда все ушли на карантин, осталась наша администрация - директор, завучи, методист. Мы снимали видеоуроки. Это был огромный опыт. Мы ведь никогда перед камерой так не выступали. Нужно было процедить свой словарный запас, чтобы объяснение на уроке сократить до 6-7 минут, как нам рекомендовало министерство образования. Открыли свой YouTube-канал. И дубляж, и перевод делали. Оказывается, мы и это тоже можем. Наши педагоги открыли в себе новые таланты.



Восприятие войны

Вошла ли война в творчество детей? Да, у меня вот ученица нарисовала девочку, которая держит куклу, а сзади - разрушенные дома, и автобус, эвакуирующий жителей... Ученица показала разрушения на Украине и показала, что она против войны. Любой здравомыслящий человек будет против войны. Я не хочу рассуждать о целях, о причинах. У меня есть свое мнение. Я встречаю хороших знакомых, у них совершенно противоположное мнение. Но не ругаться же нам из-за этого.

Об увлечениях

Мне очень Димаш нравится. За него я болею с 2015 года. Когда он ездил на конкурс в Китай, мы каждый этап с нетерпением ждали. Я бежала к маме, мы открывали ноутбук и с замиранием сердца следили за выступлением. Мама тоже фанат Димаша. Дома меня на тот момент не поняли. А мама поняла. Я и на работе всем - включу видео с записью Димаша и говорю: «Слушай, ты только посмотри, как прекрасно поет!»



О семье

Дочь отучилась три года в лицее. А потом сказала: «Всё! Мне достаточно. У меня мама и папа - художники. Мне этого хватает!». Мы ведь всю жизнь с мужем что-то рисовали, брали заказы, всю жизнь всё дома было в краске. Но теперь я дочери посылаю свои работы, доверяю ее глазу. Она мне многое подсказывает. Старшая внучка уже 6 лет ходит в лицей. Ее столько всего интересует! В Интернете посмотрит – то бумажные часы сделает, то шкатулочки, браслеты, колечки из бисера...

У меня супруг очень хорошо готовит и постоянно балует разными видами плова. Ему нравятся разные комбинации. Он ведь тоже художник. Мы с ним вместе учились в Алматы. А когда жили в Уральске, он пошел в полицию. Сейчас он у меня пенсионер, подполковник полиции.

И вот он вспомнил о своем художественном образовании. Был такой период в лицее, когда сразу двое педагогов уехали в Россию. Мы предложили ему: «Давай, в лицее хоть немножко поработаешь. Педагогическое образование ведь есть». Он согласился и сейчас ведет несколько часов. А до этого он работал в школе милиции. Там, конечно, контингент совершенно другой. Не то слово - как он адаптировался...

Муж говорит про меня: «Теперь – и дома завуч, и на работе завуч. Ужас!»


Ботагоз Кусалиева рекомендует:

Книга, которую стоит прочитать:
Ирвинг Стоун «Муки и радости»

Фильм, который стоит посмотреть:
«Аватар» (обе части)

Музыка, которую стоит услышать:
Димаш

Блюдо, которое стоит попробовать:
Плов

Город, который стоит посетить:
Прага


Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930