На ваши вопросы отвечает детский психолог


Научите своих детей не избегать трудностей, а справляться с ними. И конечно, поддерживайте свое чадо, чтобы не случилось. Потому что для преодоления сложных жизненных ситуаций им необходим очень важный ресурс – родительская безусловная любовь. Помогает мамам и папам преодолевать трудности в воспитании подрастающего поколения детский психолог Центра развития личности «Анима» Жайнагуль Консбаева.

Не может найти общий язык с одноклассниками

- Здравствуйте. Моей дочери 12 лет. Она вот уже 2 года не может в новой школе найти общий язык с одноклассниками. Девочка не глупая, хорошо учится, активная. Признаю недостатки в воспитании (завышенная самооценка, нежелание подчиняться людям, которые ей не интересны). Ей с детства легче общаться со старшими. Признает их авторитет, старается соответствовать их уровню. Дошло до того, что она просит перевести в другую школу. Объясняю, что если дети и смеются, то не над ней, а над глупыми шутками в ее адрес. У девочек может быть зависть, мальчикам обидно, что ты с ними не хочешь иметь ничего общего, да и учишься лучше. Говорит, что все понимает, но прогибаться под класс не хочет, не хочет становиться толпой и лучше уходить. Стоит ли переводить? Это ее личностные проблемы или мы действительно попали в класс с настолько неинтересными и недалекими детьми? Если это наша проблема, как ее решать? Я верю дочери, но все же возникают сомнения, что из 20 человек она не может найти ребенка хоть приблизительно похожего на нее.
Алмагуль


- Здравствуйте, Алмагуль. Мне понятно ваше волнение и беспокойство за дочь. Два года это очень большой промежуток времени для адаптации, в среднем адаптационный период к любому коллективу составляет около 6 месяцев. Конечно, все индивидуально, и в этом немаловажную роль играют индивидуальные особенности личности. Известный российский психолог И. Млодик в своих работах пишет, о том, что «есть такая вещь, как мудрость отдельно взятого ребенка, вложенная в него самой природой. Именно она позволяет маленькому человеку, даже не имея собственного опыта и глубоких знаний о жизни, отделять плохих людей от хороших: учиться у сильных и мудрых - игнорировать пустых и неинтересных, тянуться к добрым и светлым - избегать недовольных и злых».

Но не стоит забывать, что человек - существо социальное, мы живем и ежедневно вступаем в социально - коммуникативные взаимоотношения. Также стоит помнить о том, что у ребенка в школе, кроме индивидуальных особенностей и событий есть еще и коллективные отношения и общие задачи. Школьный класс - это не просто разные дети, объединенные вместе одной целью, пространством. Класс - отдельный организм, со своими законами, нормами, ценностями, противоречиями, со своей атмосферой. И возможно, вам стоит попробовать помочь дочери наладить контакт со сверстниками: поговорить с ней открыто, спросите о ее чувствах (не только указывая на то, что она лучше их и «что девочки ей просто завидуют»), что именно ее беспокоит, поговорите с классным руководителем и расскажите о вашем переживании, ведь она играет не последнюю роль в создании благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Если она не захочет вам рассказать о своих внутренних переживаниях, то может быть вам лучше сходить на очную консультацию к психологу. Потому что, как правильно вы отметили «из 20 человек не может найти ребенка, хоть приблизительно похожего на нее». И вам стоит попробовать разобраться с ее личностными проблемами, а переводить или нет в другую школу, решать в любом случае вам, но вы не будете застрахованы от того, что и здесь вы попадете в класс с «неинтересными и недалекими детьми». Совсем уберечь подростка от ошибок невозможно, важно учить его не избегать трудностей, а справляться с ними.

Повзрослеть дети могут, только опираясь на опыт собственных ошибок и побед, а чтобы научиться жить и не пораниться, не потерять веру в себя, важно, чтобы рядом был кто-то из близких взрослых людей, кто сможет вместе с ребенком порадоваться и погоревать, кто поддержит, поможет разобраться в ситуации, успокоит. Так дети получают бесценный опыт, который умножает их силы и учит справляться с тем, что предлагает такая непредсказуемая наша жизнь.

Сын дерется в школе

- Здравствуйте, уважаемый психолог. Помогите, пожалуйста, советом. У меня сын – первоклассник. В школе мальчишки дерутся нещадно. Чуть ли не каждый день синяки, шишки. Бывает так, что били моего, но все равно виноват мой. Родители скандалят, а у учителей такая тактика – кто больше скандалит, тот и прав. Я вот ругаться не люблю, но теперь приходится. А это неприятно, да и сыну дурной пример. Он научен так – ударили, дай сдачи. Может, это неправильно? Может надо научить прощать все обиды и не бить в ответ на удар? Но тогда боюсь, его просто забьют, задразнят. В общем, не знаю, как правильно поступить. И как прекратить все эти драки. Может, вы мне поможете, очень прошу.
Алеся


- Здравствуйте Алеся. Школа - это не только место (пространство), куда приходит растущий человек, чтобы получать знания. Это огромный промежуток времени (если рассматривать его в масштабе всего детства), который проводит ребенок в этом самом месте. Начальная школа - это то, с чего все начинается. Это начало пути на старте маленькой семилетней жизни, начало свершений и тревог, побед и поражений. Конец беззаботного детства с его безграничностью дня, безудержными фантазиями, веселыми играми. Родителям важно понимать, что ребенок со сменой статуса не перестает быть маленьким. Он также как и раньше нуждается в вашей заботе и защите. Ему важно помнить и знать, что мама всегда его защитит.

Ваш сын попал в новую для себя обстановку, познакомился с другими взрослыми и новыми детьми. В классном коллективе взаимодействуют дети из разных семей, с разным багажом знаний и уровнем культуры. И все они, и в том числе ваш сын, выстраивают новые взаимоотношения, учатся общаться друг с другом. И для того, чтобы им привыкнуть друг к другу, необходимо время и, конечно же, поддержка взрослых, особенно классного руководителя.
Но значительно важнее для ребенка в начальной школе поддерживающе-защищающая роль родителя. Поддержка младшекласснику нужна не только в виде открытой похвалы или восхищения его успехами, сколько в виде интереса к его школьной жизни: к новостям, урокам, проектам, событиям, самочувствию, эмоциональному состоянию. Ребенку важно знать, что его будут любить даже тогда, когда он сделает что-то не так, совершит ошибку или допустит досадный просчет.

Под защитой мы понимаем не только открытое противостояние школе в случае возникновения у ребенка каких-либо проблем, сколько формирование у маленького человека ощущения, что его проблемы не останутся без внимания, что родитель попытается разобраться в сути происходящего, поймет, сопоставит потребности собственного ребенка и школы, и поможет урегулировать возможные разногласия, оставаясь при этом на стороне своего малыша.

Вам нужно попробовать поговорить с родителями детей, которые дерутся и, конечно же, с педагогом. При этом попробовать «не переходить на личности», а говорить используя «Я-сообщения» (сообщите о себе, о своем переживании и чувствах от первого лица). Сильные эмоциональные проявления детей: слезы, драки, истерики, страхи, могут стать проблемой не только для родителей, но и для учителей. Часто педагоги испытывают сильное замешательство, сталкиваясь с подобными ситуациями. В каждом таком случае есть, как правило, своя предыстория. Основанием такого поведения может быть самый широкий спектр событий: от сугубо личных и весьма драматических, до иллюзорных, имеющих место только в детском воображении. Чтобы эти причины были озвучены и устранены, ребенку иногда не хватает доверия и чувства безопасности. Если же дети верят учителю и способны открыть ему свою боль, выразить свои эмоции, нужно выслушать их, не осуждая и не критикуя, поговорить, проявить понимание, дать возможность ребенку показать свои чувства: поплакать, если он плачет, позлиться, если его разозлили. И только после этого вместе найти конструктивный выход из ситуации, отыскать ресурс, который необходим для преодоления трудностей, приободрить, поддержать, поделиться опытом.


Автор: Редакция

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930